ОБКОМ ТВ: КРАСИВЫЙ ПОЧЕРК В ДЕФИЦИТЕ


Куда ведёт отказ от почерка?

Мы слишком многое делегируем компьютерам и охотно забываем то важное и полезное, что жизненно необходимо нам самим, как людям. Тыча в гаджет пальчик, наши дети с каждым годом пишут всё хуже и хуже, но лишь немногие родители задумываются, к каким крайне негативным последствиям это приводит. Дело не только в страданиях учителей и неизбежном снижении школьных оценок за неразборчивую писанину. Отречение от собственного красивого и разборчивого почерка и постепенная утрата навыка письма неизбежно ведут к интеллектуальному обеднению личности, к разрухе в устной и письменной речи.

Не приводит ли к деградации умственной и деловой деятельности кнопочное и клиповое мышление уже сегодня, когда человек пользуется калькулятором вместо простых арифметических действий в уме или распечатывает на принтере маленькую записку своему коллеге?


Письмо и мозг

Советские психологи Лев Выготский и Александр Лурия пришли к однозначному выводу, что письменная речь является высшей формой человеческого мышления. Отделы головного мозга, которые отвечают за устную речь и мелкую моторику, расположены совсем рядом. Во время письменных занятий поступление крови в соответствующий участок мозга усиливается. Имелось в виду именно рукописное письмо, которое требует согласованности, слаженности и многообразия небольших движений руки и пальцев и развивает мелкую моторику в большей степени, нежели набивание текста на клавиатуре. В свою очередь, усиление мозговой активности и лучшая координация мелких движений приводят к более эффективному развитию речи.

Девочки, постоянно играющие в куклы, переодевая их или занимаясь игровой и иной деятельностью, так или иначе связанной с манипуляцией маленькими игрушками и предметами, начинают говорить раньше. У них внятная и правильная речь без запинок, более ровный и красивый почерк. Мальчики же, предпочитающие подвижные игры, чаще затрудняются при овладении родным языком, обычно у них возникают трудности при обучении письму. Им довольно сложно выражать свои мысли чётко и последовательно, в школе им труднее отвечать, стоя у доски.

При малом количестве действий, требующих участия мелкой моторики, происходит атрофия или склероз сосудов не только соответствующего, но и находящихся рядом отделов мозга, что негативно отражается на интеллекте человека.

Несколько лет назад школьная реформа в Финляндии упразднила уроки письма. Отныне детские работы предлагалось делать на компьютере или планшете, затем распечатывая их. Реформаторы объясняли это, в частности, нежелательностью «существенных психологических травм», которые получает ученик, пишущий хуже своих одноклассников. По данным, полученным финскими исследователями в апреле 2018 года, в результате цифровизации письма и отказа от записей рукой общий интеллектуальный индекс среди младших школьников снизился на 17%.



В новостном сюжете телеканала «Обком ТВ» участвуют учителя начальных классов Наталья Довгаленко и Наталья Булашова, автор курса красивого и быстрого письма «Каллиграфъ» Татьяна Леонтьева и депутат Государственной Думы ФС РФ Олег Смолин.

Фрагмент выпуска новостей (телеканал «Обком ТВ»)


Смотреть и слушать о почерке больше: ВИДЕО — АУДИО — ФОТО