РОБОТ ЗАМЕНИТ КАЛЛИГРАФА?


Робот против художника. Изобретение против творца. Художник креативнее. Робот точнее и быстрее. Если механизм заменит живую руку, то как это повлияет на человеческий мозг?



Каллиграфия развивает мозг

Юрий Анатольевич Фесенко — доктор медицинских наук, академик Российской академии естествознания, профессор кафедры клинической психологии факультета клинической психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, главный детский специалист-психиатр Санкт-Петербурга:

«Чем больше развита рука, тем больше развит головной мозг, а значит, и сам человек. В западной медицине к этому пришли относительно недавно. Зато в Китае уже в I веке до нашей эры была очевидна связь мозга с другими частями тела человека и больше всего — с рукой. Там «способностям» руки придавалось особое значение. Занятия каллиграфией были непременными как у китайских военных, так и мирных жителей. Считалось, что красивый почерк служит укреплению воинского духа, а также полезен в науках и искусстве.

Сегодня у нас около 90 процентов детей с речевой патологией. Причина кроется в том, помимо факторов чисто биологических, что родители уделяют недостаточно внимания развитию тонкой моторики рук ребёнка. Между тем занятия по её развитию очень благотворно влияют на речь, а в дальнейшем и на письмо, также являющееся речевой функцией мозга, а через них — на мышление. Нарушения письма обнаруживаются уже в начальной школе, когда ребёнок начинает при написании слов переставлять или пропускать буквы.

Недавно мне довелось увидеть разницу в подходах к воспитанию ребёнка наших родителей и иностранцев. Я ехал на поезде в Мюнхен. Дорога занимала около трёх часов, и всё это время мама-немка занималась с 3-летней дочерью: читала, показывала картинки, задавая вопросы, просила повторять стишки, слова, которые не получалось правильно произносить, показывала, как лепить мелкие фигурки из пластилина, нанизывать бусинки на проволоку. Что, как правило, происходит у нас? Ребёнок заскучал от долгого сидения, закапризничал, и мама достаёт какой-нибудь гаджет и включает мультфильмы.

Ввод каллиграфии как отдельной дисциплины в школах, мне кажется, даже при наличии энтузиастов и видимой её пользы, трудноосуществим.

В Оксфорде было проведено исследование. Суть его заключалась в том, что поочерёдно проводилась микроэлектростимуляция зон головного мозга, чтобы понять, какие из них более значимы для успеваемости. Самые хорошие результаты дала стимуляция расположенных рядом зон, отвечающих за счёт, чтение и письмо. А их развитие в процессе созревания структур головного мозга напрямую зависит от работы с рукой. И каллиграфия, безусловно, как один из методов воздействия, способна в достаточной степени развить моторику. Требуя от ребёнка большой усидчивости, она, помимо борьбы с речевой патологией, способна внести свой вклад и в коррекцию гиперактивности, которая сегодня, как вы сами знаете, встречается очень часто.

Другое дело, что ввод каллиграфии как отдельной дисциплины в школах, мне кажется, даже при наличии энтузиастов и видимой её пользы, трудноосуществим. Для этого потребуется дополнительное финансирование на самих преподавателей, их подготовку, расходный материал, поиск места в учебной сетке и так далее. Подобные занятия как обязательные, на мой взгляд, гораздо легче ввести в подготовительных группах детских садов, где программа не такая насыщенная, как в школе. К тому же чем раньше начать занятия каллиграфией, тем лучше. Во-первых, детям в таком возрасте легче принять что-то новое, интересное, необычное, похожее на игру, что нетрудно обеспечить в условиях детского сада. Во-вторых, в школе можно будет в той или иной степени избежать проблем, вызванных речевыми нарушениями — дислексией и дисграфией».


Смотреть и слушать о почерке больше: ВИДЕО — АУДИО — ФОТО