Корявый почерк не приговор. Как подготовить ребёнка к школе? («Домашняя газета»)


Для одних родителей возвращение детей в школу всегда праздник, а для других День знаний становится стрессом для всей семьи. Ребёнок снова будет носить домой тройки, а его дневник краснеть от замечаний учителей. Чтобы этого не произошло, готовиться нужно чуть заранее. Мы посоветовались с педагогом Татьяной Михайловной Леонтьевой, автором курса коррекции почерка «Каллиграфъ» о том, как подготовить ребёнка к комфортной школьной жизни.

— Татьяна Михайловна, Ваш курс существует уже 23 года, и за это время его главная цель нисколько не изменилась: научить детей красивому и быстрому почерку. Почему Вы считаете, что детям в школах он необходим?

— Я начала изучать каллиграфию и чистописание в августе 1996 года, когда я ещё работала учителем в начальных классах. Ко мне обратилась мама одного из учеников с просьбой исправить неразборчивый почерк ребёнка, из-за которого тому снижали оценки. Задача была сложной, на тот момент никакие методики чистописания мне хорошо знакомы не были. Я изучила достаточно литературы советского и дореволюционного периода, прежде чем создать собственный способ быстрого каллиграфического письма. Каллиграфия уже на тот момент была похороненным предметом, ценность которого реформаторы школы поставили под сомнение. Я пришла к выводу, что изначально нужно приспособить почерк к условиям быстрой диктовки и сделать его стрессоустойчивым. Красивый почерк, который формируется у ребёнка в школе, при столкновении с быстрой диктовкой ломается. Даже если в начальной школе почерк ребёнка будет аккуратным, то в средней школе он теряет привлекательность, а главное читаемость из-за большого количества информации, которую школьник обязан записывать на уроках как можно быстрее. Родителям с начальной школы нужно готовить детей к плотному графику средних и старших классов, где они будут писать постоянно.

— Я знаю, Вами практикуется метод отрывного письма в отличие от многих российских школ, где дети учатся писать безотрывным почерком. Этот вид письма исчез с появлением шариковых ручек, почему же Вы преподаёте его сейчас?

— Важно, чтобы рука во время письма отдыхала. Безотрывное письмо, которому учат в школах, через короткое время вызывает усталость и мышечный зажим в руке. В результате ребёнок теряет прямую осанку, начинает наклоняться в сторону и держать голову слишком близко к тетради. Отсюда сколиоз и близорукость. Поэтому цель этого курса состоит в создании у ребёнка новой привычки, чтобы ни рука, ни тело не уставали во время письменных работ. Когда в 1960-х в школьное образование была введена шариковая ручка, никто предварительно не научил советских детей ей правильно, без ущерба для здоровья, пользоваться. Культура письма шариковой ручкой советскими преподавателями не была создана, и сейчас моя задача — привить современным детям классическое отрывное письмо, которое для ребёнка наиболее комфортно. Скорость письма будет в полтора-два раза выше, чем у остальных учащихся.

— Методика отрывного письма ведь связана с необходимостью делать во время чистописания паузы. Скорость письма у ребёнка при этом должна снижаться.

— Эта методика сложилась исторически, когда вместо шариковых ручек дети пользовались перьевыми, которые приходилось постоянно окунать в чернильницу. В своём курсе коррекции почерка я заменила этот процесс микропаузами. При отрывном письме рука не устаёт от длительной работы, а безотрывное письмо приводит к замедлению скорости и боли в руке. Микропаузы позволяют чередовать напряжение и расслабление кисти. Старшекласснику, который приобрёл этот каллиграфический навык, будет легко в вузе записывать продолжительные лекции, а в дальнейшей работе с конспектами студент будет иметь дело с понятным разборчивым почерком.

Родителям с начальной школы нужно готовить детей к плотному графику средних и старших классов, где они будут писать постоянно.

— Татьяна Михайловна, с какого возраста дети могут начать заниматься каллиграфией?

— Лучше начинать занятия каллиграфией со второго-третьего класса. Именно в это время в школьной программе появляются диктанты. Курс рассчитан на три недели занятий. Я контролирую учебную деятельность детей в классе, а родители — дома. Родители могут постоянно контролировать их учёбу. Занятия совершенно открыты для пап и мам, они могут присутствовать в классе на протяжении всего курса.

— Могут ли взрослые научиться красивому письму на ваших курсах?

— Мы работали со взрослыми в качестве эксперимента. Но важную роль в процессе обучения играет пластичность головного мозга. У взрослого человека мозг не так восприимчив к новой информации. Усвоение знаний у ребёнка протекает быстрее. Я сосредоточена на школьниках потому, что рукописное письмо в их жизни — основная учебная деятельность. Нелепые ошибки, которые совершаются школьниками, не всегда связаны с отсутствием знаний. Например, дети-дисграфики просто не чувствуют звуков и букв, не умеют контролировать собственную письменную деятельность.

— Может ли школьное образование способствовать формированию «вдумчивого» почерка?

— В школе нет единых правил методики правописания. В «Каллиграфъ» со всей страны везут детей, кому почерк изрядно портит успеваемость в школе, и которым педагоги, к сожалению, помочь не смогли. Даже дети с патологическими заболеваниями могут стать учениками курса по каллиграфии. Здесь они научатся не только писать, но и взаимодействовать в коллективе.

В «Каллиграфъ» со всей страны везут детей, кому почерк изрядно портит успеваемость в школе, и которым педагоги, к сожалению, помочь не смогли.

— Сейчас мы живем в цифровую эпоху, и многие современные дети гораздо быстрее овладевают навыком работы на технических устройствах, нежели на письменных носителях. Что если шариковые ручки заменят гаджетами и потребность в уроках каллиграфии отпадёт?

— Финнами уже были проведены исследования, доказывающие негативные последствия этого технологического прогресса в образовании. В результате эксперимента было доказано, что при полном отказе от рукописного письма постоянное использование технических устройств значительно снижает интеллектуальные способности ребёнка. Даже сейчас многие современные дети теряют способность решать простые задачи: посчитать, быстро написать, ответить на вопросы. Потому что эти функции за них выполняют устройства. «Рука — инструмент всех инструментов», как говорил Аристотель.


© Ксения Макарова, «Домашняя газета» № 32 (531) 21 августа 2019 г.