У КАЖДОЙ БУКВЫ ЕСТЬ СВОЯ ФОРМУЛА («Новое обозрение. Версия»)

 

С чего все началось?

– Вы будете смеяться, но, когда я, получив специальность учителя начальных классов, в первый раз пришла работать в школу то, как огня, боялась учить писать первоклашек, – рассказывает Татьяна Леонтьева. – И пока я работала в школе, для меня первый класс был мучением. Как можно было научить детей чистописанию по тем методичкам, которые нам давали?


В 90-х годах Татьяна из-за финансовых проблем ушла из школы и стала заниматься репетиторством. И вот однажды хорошие знакомые попросили Татьяну сделать красивый почерк их дочери, окончившей недавно первый класс.

Она согласилась и только потом задумалась, а как это сделать? Пришлось некоторое время посидеть в библиотеке – "нырнуть" в каллиграфию XIX века и советскую школу чистописания, существовавшую до школьной реформы 1968 года. Чужие наработки подтолкнули Татьяну к своим мыслям. Так на свет появилась первая неудобоваримая, но эффективная Программа коррекции почерка "Каллиграфъ". К слову, та девочка записала красиво уже на десятом часу занятий. Потом, разумеется, были новые идеи – какие-то из них принимались, какие-то нет. Но сейчас программа откатана до блеска. А в 2003 году Татьяна Леонтьева получила и патент на свое изобретение – способ обучения каллиграфическому письму и коррекции почерка, который не имеет аналогов на территории нашей страны.

Что такое "Каллиграфъ"?

Со временем программа Леонтьевой расширилась. Сегодня в нее входят два курса: курс коррекции почерка у детей школьного возраста и курс русского языка для старшеклассников и абитуриентов. Но мы все же будем говорить о почерке, который, по словам Татьяны Михайловны, является одной из основных проблем школьников.

Татьяна исправляет почерк у детей с 1-го по 11-й класс, причем своих воспитанников она не делит на группы по возрастам. Как показал опыт, и первоклашки, и десятиклассники, усваивают программу одинаково хорошо, занимаясь вместе. То же самое можно сказать и о правшах и левшах.

Как это работает?

Весь курс коррекции почерка можно условно разделить на два больших этапа. Первый занимает три недели, в течение которых ребята учатся писать по-новому. Второй продолжается два месяца, во время которых дети закрепляют полученные знания.

В чем же заключается методика, которую создала Татьяна Леонтьева?


– Мои воспитанники корректируют почерк в специальной прописи, с особой разлиновкой, которая бытовала в начальной школе до реформы 1968 года. В первую неделю мы заново переучиваемся писать все буквы алфавита именно в этой разлиновке. Она достаточно строго регулирует наклон и ширину букв – две основные проблемы детского почерка, – рассказывает Татьяна Леонтьева.

Дальше – больше. Чтобы научить ребенка писать буквы по-другому, а не так, как он привык, Татьяна Михайловна использует психологию:

– Мы знаем, что всеми процессами в нашем теле управляет мозг. Поэтому мы сначала объясняем мозгу технологию написания каждой буквы, а потом уже отрабатываем навыки письма. У каждой буквы алфавита есть своя формула, в которой четко прописано, куда мы ставим ручку, куда ведем линию и где заканчиваем.

На второй неделе обучения дети выходят в широкую строку. Чтобы не поломать новый наклон букв и высоту, под обычный тетрадный лист подкладывается специальный трафарет. Также на второй неделе ученики Татьяны Леонтьевой начинают потихоньку отрабатывать скорость нового почерка. Для отработки скорости используется метроном – прибор для задания определенного ритма каких-либо действий, в том числе и письма. В конце второй недели трафарет убирается, и всю следующую неделю отрабатывается скорость письма. В итоге ребенок получает хороший почерк, поставленный на хорошую скорость.

– Но, если наш красивый почерк не закреплять, то он постепенно мутирует в смесь старого почерка с новым, – отмечает Татьяна Леонтьева. – Не будем забывать, что новому почерку всего три недели, и старый почерк все равно будет лезть в тетрадь. Поэтому "новичка" нужно будет закрепить. В течение 2 месяцев нужно будет каждый день писать небольшие тексты, чтобы закрепить форму и наклон букв.


Кто контролирует этот процесс? Прежде всего, родители, которые заинтересованы в новом почерке ребенка, как, в принципе, и он сам. Обязательным условием для обучения у Леонтьевой является добровольность всех действий, которые совершает ребенок. Без его желания ничего хорошего из занятий не выйдет. Более того, существует и иной стимул написать красиво все 60 упражнений. В "Каллиграфъ" существует специальная игровая программа – "Обменяй свой старый почерк на новый ноутбук!" 

– Когда ребенок приносит мне свою работу, я навскидку проверяю любые шесть текстов и выставляю общий балл, по результатам которого ребенок получает лотерейный билет определенного цвета, – объясняет Татьяна Михайловна. – На Рождество мы разыгрываем призы. Чем больше у ребенка баллов, тем больше у него шансов принять участие в розыгрыше ноутбука. Те, кто получил меньшие баллы, могут принять участие в розыгрыше mp3-плеера, мобильного телефона.

Несколько слов о секретах почерка

Конечно, я не могла упустить шанс расспросить Татьяну Михайловну об особенностях и "повадках" почерка, ведь недаром она занимается им уже на протяжении 12 лет. К примеру, какое влияние почерк оказывает на характер человека?

– Кому-то может показаться, что проблема почерка и яйца выеденного не стоит. Но ведь это трагедия, когда ребенку снижают оценки не за то, что он что-то плохо знает, а за то, что он плохо пишет, за то, что его работа недостаточно эстетична. Такая позиция сильно бьет по самооценке ребенка. Поэтому, когда мы исправляем почерк, меняется и сам ребенок, меняется его самооценка и в какой-то мере его характер. Он, пройдя строгую школу "Каллиграфъ", становится более дисциплинированным, умным, думающим, – говорит Татьяна Леонтьева. 

Следующее, что меня интересовало, это различие между мужским и женским почерком. Как объяснила Татьяна Михайловна, разница между мужским и женским почерком есть, и это несомненно. Не факт, что девочки всегда пишут лучше мальчиков. Конечно, исправлять почерк приходит больше мальчиков, но и девочки иногда чудеса в прописи показывают! Почерк же удается девочкам больше, потому что они более ответственны, нежели мальчики. Если мальчик пишет и у него не получается, то он бросает это дело. Девочка же будет оттачивать букву до идеала.

Узнала я и то, что почерк есть величина непостоянная. Например, он может меняться не только с возрастом, но и в течение всего дня, в зависимости от настроения, от погоды и от прочего. Может ли взрослый человек изменить свой почерк? Может Татьяна Леонтьева наблюдала такой случай: мама сидела на занятиях вместе с сыном и из любопытства выполняла те же самые задания. Почерк исправился, правда, потом ей многие не верили, что такое возможно.

Следите за наклоном!

В конце нашей встречи я попросила Татьяну Леонтьеву дать несколько рекомендаций, как сделать почерк красивее – не у всех же есть возможности пройти уникальный авторский курс коррекции почерка.

– Красота почерка складывается из нескольких составляющих. Одна из них – это одинаковый наклон. Если буквы написаны с небольшими огрехами, но они стоят ровно, такое письмо никогда не будет вызывать раздражения. Поэтому рекомендую всегда следить за наклоном, на который влияют четыре вещи: кривая голова, кривая спина, кривая тетрадь и кривые глаза. Если мы при письме начинаем поворачивать голову в разные стороны, то угол зрения у нас меняется, а это меняет и наклон букв. Поэтому голову при письме нужно держать прямо. Кривая спина изменяет направление головы, что влечет за собой вышеуказанные изменения.

Тетрадь должна лежать на столе ровно, допускается ее наклон всего на 20 градусов. Середина письма должна совмещаться с серединой груди. Вот такие нехитрые правила позволят поддерживать наклон букв на одном уровне, а значит, сделать свой почерк более красивым и гармоничным.


© Татьяна Белоусова

Новое обозрение.Версия № 28 (512) 16.07-22.07.2008

ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНЬЮ, ПО МОЕМУ ХОТЕНЬЮ («Моя земля»)

ПОЧЕРК – ЭТО ХАРАКТЕР. И ТО, И ДРУГОЕ МОЖНО ИСПРАВИТЬ («Век»)

ЕДИНСТВЕННАЯ В МИРЕ («День за днём»)

ИЗЯЩНЫХ БУКВ ЛЕТЯЩИЙ РЯД («Времена года»)

ПОЧЕРК И ХАРАКТЕР – ДВЕ РАЗНЫЕ ВЕЩИ! («Воскресенье»)

ПИШЕТ, КАК КУРИЦА ЛАПОЙ! («ЧеTVерг»)

КАЛЛИГРАФИИ НАУЧАТ СПЕЦИАЛИСТЫ («Аргументы и факты в Омске»)

КРАСИВЫЙ ПОЧЕРК БУДЕТ ДАЖЕ У ЛЕВШИ («Омская правда»)

ПОЧЕРК ОЧЕВИДНЫЙ, НО НЕВЕРОЯТНЫЙ («Новое обозрение. Версия»)

ПОЧЕРКОМ ПУШКИНА СМОЖЕТ ПИСАТЬ ДАЖЕ ПЯТИЛЕТНИЙ ЛЕВША («Комсомольская правда в Омске»)

НАШЕ «Я» В ПИСЬМЕ («Я такая»)

ПОЧЕРК НОВОЙ ЖИЗНИ («Домашняя газета»)

ТОНКИМ ПЁРЫШКОМ В ТЕТРАДЬ («Качество и рынок»)