Вредные советы


Детский писатель советовал читать свои вредные советы только вредным детям. Прочитав такие гадкие советы, те должны были поступить наоборот. Советы по подбору ручек и карандашей для младших школьников, которые на днях дал родителям сайт «МедикФорум», настолько вредные, что читать их рекомендуется только вредным родителям. Разумеется, чтобы они сделали всё ровно наоборот, и в итоге получилось правильно.

Советчиком и экспертом в области письма выступила врач-педиатр Валентина Антонова, её помощником — журналист Евгений Борисов. Свою нетленку «Врач: детям в младших классах не нужно пользоваться гелиевыми ручками» они назвали так интригующе и многообещающе, что я прочитала её полностью. И могу заявить прямо: подобной чуши я не читала давно.

Начнём с её расчудесного названия. Я полностью согласна с авторами этого опуса в том, что гелИЕвыми ручками детям пользоваться нельзя. Почему? Да потому что гелиевых ручек в природе нет и отродясь не было. Есть гелевые ручки, в стержне которых находится гель. Гелиевыми бывают воздушные шары, наполненные лёгким газом — гелием. Ручек же, наполненных гелием, просто не существует! Впрочем, мы сильно на этом заморачиваться не станем, правда? Просто будем понимать, что под «гелиевыми» ручками авторы подразумевают всё же ручки гелевые.

Перейдём к тексту нетленки. «Школьникам, которые осваивают только азы наук в начальных классах, нужно покупать самые обычные шариковые ручки». Ого! Детский врач Антонова выступает в роли эксперта. Но не эксперта-медика, а специалиста по письму, дающего советы по подбору канцелярских товаров для школьников. Но знает ли этот специалист физиологию письма? Знает ли, какие инструменты и как влияют на способ начертания графических значков? Понимает ли, какие процессы происходят во время выполнения того или иного движения рукой? Представляет ли, как качество пасты, вязкость чернил и шарик в стержне влияют на почерк и лёгкость исполнения упражнений? Откуда вообще у врача-педиатра возникла мысль, что надо противопоставить друг другу шариковые и гелевые ручки и предпочесть «обычные шариковые»? Всё это, впрочем, вопросы риторические.

Читаем далее. «Гелиевые ручки младшеклассникам не подходят — они негативно влияют на формирование почерка, утверждает Антонова». Какова же её аргументация? Вот она: «Письмо с использованием шариковой ручки требует небольшого надавливания, когда ребенок выводит буквы и цифры — именно так, запоминая это, ребенок формирует почерк. Гелиевые ручки этот процесс существенно тормозят»,– пояснила эксперт свою мысль». Мысль, конечно, интересная...

Эксперт «МедикФорума», видимо, не в курсе, что российские школьники давно страдают от мышечного зажима, который и возникает в результате постоянного и бездумного использования в школе именно шариковых ручек. Он проявляется в болезненных ощущениях в пальцах пишущей руки, в неправильной осанке, в «окаменении» во время письма мышц предплечья и запястья. Вследствие мышечного зажима, нарушается кровообращение во всём организме ребёнка. Как человек, много лет занимающийся проблемами почерка, добавлю от себя: всё это серьёзно снижает как качество письма, так и его скорость.

Мышечный зажим, проявляющийся у школьников в массовом порядке — следствие либеральной школьной реформы 1968 года, упразднившей уроки чистописания и допустившей в школу шариковые ручки. Пятьдесят лет спустя эти же «обыкновенные шариковые ручки» уверенно рекомендует для школьников и эксперт-педиатр Антонова… Гелевые ручки практически не требуют нажима? О, какое горе! Действительно, писать ими легче, чем шариковыми. Если дети будут пользоваться «гелькой» вместо «шарика» — возможно, к педиатрам наконец-то уменьшится очередь из ребят, страдающих мышечным зажимом и нарушением кровообращения. Меньше будет и детей, скорость письма у которых снижена — по той же самой причине.

Читаем концовку. «Антонова также добавила, что детям младших классов предпочтительнее покупать карандаши с гранёным, а не круглым корпусом, поскольку гранёные конструкции более удобны для детских пальцев. При этом важно, чтобы грифель карандашей был средней твёрдости». И это снова вредный совет! Почему?

Письмо простыми карандашами рекомендуется в период обучения ребёнка письму. Однако грифель у карандаша не должен быть средней твёрдости, или твёрдо-мягким, как советует Антонова. Грифель должен быть только мягким! И всё потому же: он должен оставлять чёткий след без особых усилий, без нажима на карандаш, чтобы у ребёнка не возникало мышечного зажима.

В свою очередь, могу дать пару советов тем, кто эту несуразицу сочинил, опубликовал и несёт на страницы других сайтов — да-да, сочинение наших героев уже вовсю тиражируется информационными агентствами! И раз такое дело, то советы мои будут тоже вредными. Во-первых, не изучайте труды таких учёных, как Пирогов или Гальперин, иначе вы узнаете, на чём стоит отечественная медицина и психология, а также что такое теория поэтапного формирования умственных действий. Во-вторых, никогда не проверяйте свои идеи на предмет их полезности и соответствия практике.

Впрочем, к большинству наших читателей эти вредные советы не относятся. И это — к счастью.


16-08-2019