ПРОПИСИ ВЕРЫ ИЛЮХИНОЙ К «БУКВАРЮ»


Прописи Веры Алексеевны Илюхиной — одни из самых удачных на современном российском рынке.

Илюхина — родоначальница той альтернативной методики обучения письму, которая зарекомендовала себя в России в качестве наиболее практичной и успешной. Краткое описание методики с историей её создания автор прописей опубликовала ещё в 1987 году в журнале «Начальная школа».


 

 

 

 

 

 

Прописи к «Букварю» Т.М. Андриановой. 1 класс. Тетради 1-4 (комплект «Планета знаний») / В.А. Илюхина — М: АСТ / Астрель 2011


По утверждению Иммануила Канта, «любое человеческое знание начинается с интуиции, переходит к понятиям и завершается идеями». Илюхина подтвердила эту мысль великого философа, нащупав свою методику интуитивно. Произошло это, когда она вынуждена была искать способ адекватного объяснения детям техники письма. Ей было важно, чтобы дети это объяснение поняли и начали успешно писать. Когда она поняла, что идёт в правильном направлении, то стала собирать действующие методы обучения, развивать ключевые понятия и собирать всё это в методику.

«Официальная» советская и постсоветская методика базировались на округлости формы букв, которые строились на очень сложной геометрической фигуре — овале. Илюхина практическим путём пришла к тому, чтобы упростить форму всех букв и построить их на таком простом элементе, как прямая наклонная линия. Это дало своеобразие почерку её учеников, но почерк этот оставался красивым, чётким и легко читаемым: форму буквы прямая наклонная не портила. Ещё одним основанием методики стало проговаривание формул букв во время письма. Наконец, она ввела основное понятие при письме — параллельность, а также основной элемент, эту параллельность обеспечивающий — «секрет». На практике всё это дало отличный результат.

Илюхина — родоначальница той альтернативной методики обучения письму, которая зарекомендовала себя в России в качестве наиболее практичной и успешной.

Под новую методику обучения письму Илюхина подвела крепкую научную базу, и в 1995 году выпустила книгу «Письмо с секретом». В ней она поделилась своими наработками с действующими учителями, и именно в этой книге её методика была детально объяснена. Многие учителя начальной школы, которые до этого мучились, объясняя первоклассникам технику начертания букв по рекомендациям официальных методичек, восприняли методику Илюхиной с энтузиазмом и стали её последователями.

Илюхинские прописи к «Букварю» Андриановой для первого класса созданы в рамках учебно-методического комплекта «Планета знаний». Начинаются они с графических диктантов, с рисунков по клеточкам. Это сделано абсолютно правильно, поскольку такие задания развивают у детей пространственное восприятие и пространственное ориентирование, необходимые для овладения техникой письма букв. Даётся элементарная штриховка, и мы считаем, что это оптимальный набор штрихов, который нужен детям для формирования правильного нажима, в частности, и общей культуры письма. Штриховкой тренируются умения совершать направленные движения рукой: движения определённой длины, нажима, траектории. Именно такие упражнения необходимы для выработки конкретных и точных движений во время письма.

Далее в прописях расположены графические рисунки в частой косой линейке. Надо сказать, что такая линейка в тех прописях, которые относятся к той или иной учебной программе — это большая редкость. Если частая косая линейка и встречается в отдельных прописях, типа агарковских, то непонятно, зачем она в них вообще и нужна там, как корове седло. У Илюхиной же всё достаточно чётко и понятно: ребёнок приучается вписываться в клетки разлиновки. В этой же разлиновке даются основные элементы букв, и это просто праздник души. Ребёнок учится соблюдать границы строки, вписываться в клетки и строчки прописи. И с первых шагов написания элементов букв ребёнку в специальной рамочке даются несколько вариантов их написания: правильный вариант и варианты написания с возможными ошибками. Это очень удобно для объяснения этих ошибок непосредственно на уроке, когда сами дети или учитель объясняют, почему эти ошибки случаются. В частой косой разлиновке даются и образцы написания букв. Те же фигуры, элементы и сами буквы параллельно даются в общепринятой узкой разлиновке: в косую линейку на расстоянии трёх сантиметров друг от друга.

Вера Илюхина — уважаемый методист, который испытывает свои идеи на практике.

К сожалению, здесь в илюхинских прописях обнаруживаются два негативных момента. Момент первый. При написании букв и их элементов на такой линейке ребёнку даются 2 — 3 образца, нарисованные пунктиром. Предполагается, что ребёнок должен этот пунктир просто обвести — и это «плюс». Но большой «минус» в том, что образцов крайне мало, и они не повторяются, даже до конца страницы. Второй «минус», более серьёзный: для многих детей непреодолимым препятствием является то, что образцы элементов букв помещены в неудобную разлиновку. Неудобную настолько, что в ней невозможно контролировать ни наклон, ни ширину букв. Рассмотрим эти неприятные моменты подробнее.

Вера Илюхина — уважаемый методист, который испытывает свои идеи на практике. Она была и оставалась до последнего времени преподавателем начальной школы. Поэтому упражнения, напечатанные в илюхинской прописи, скорее всего, взяты из её учительской практики. Однако в «Каллиграфе» тоже существует своя многолетняя практика, которая говорит о том, что во время занятий детям нужно создавать условия, максимально удобные для овладения письмом. Дело в том, что мотивационная база у ребёнка в начальной школе достаточно слабая и зависит даже от мимолётных успехов и неудач. Для того чтобы ребёнок успешно овладел такой сложной деятельностью, как техника письма, и для того чтобы он продолжал хотеть писать (это огромная проблема для современной школы!), ребёнку нужно создать комфортные условия. О чём идёт речь?

Многие дети быстро овладевают формой букв, но далее самостоятельно удержать такие параметры почерка, как высоту, наклон и ширину букв, они не могут. Буквы, расплывшиеся по ширине, упавшие или «вставшие колом» по наклону, высота таких строчных букв, как «б» и «в», высота заглавных букв — всё это для многих ребят становится тем камнем преткновения, о который они спотыкаются, падают и больше не встают... Об этот камень разбивается их желание писать. Поэтому во время обучения письму мы не считаем критичным давать детям вспомогательную разлиновку в частую косую линейку, которая за них бы автоматически держала и наклон, и высоту, и ширину букв. Мы полагаем, что во время обучения письму дети не должны отвлекаться на дополнительное удержание этих параметров почерка: их внимание нужно полностью сосредотачивать на выработку и удержание в памяти формы букв. Идея так называемой «многостаночности», когда человек одновременно пытается найти решение сразу несколько проблем — эта идея утопична. Наш мозг может одномоментно хорошо решать только одну задачу. И учителю нужно выбирать: либо эта задача — овладение ребёнком формы букв, либо это задача — удержание наклона, ширины и высоты букв.

Мы понимаем, откуда идёт это учительское желание совместить несовместимое. Ещё в советской школе намеренно создавались «проблемные ситуации», чтобы вырабатывать у детей сообразительность и стрессоустойчивость, развивать их творческое мышление. Всякое облегчение детского учебного труда, говоря мягко, не приветствовалось. И такая практика усложнения задач перешла в современную российскую школу, где всячески культивируется и поощряется зашифровывание, закодирование, создание «учебных квестов» и т.п.

Разумеется, творческое мышление у ребёнка необходимо тренировать, как и устойчивость к стрессам. Но всякое более сложное действие должно базироваться на хорошо и крепко усвоенном более простом действии. Когда мы формируем простые, с методической точки зрения, действия, то нам нужно создать ребёнку максимальное удобство для правильного и крепкого усвоения этих действий. И только на базе хорошо усвоенных простых действий можно успешно развивать творчество и стрессоустойчивость. Возвращаясь к прописям Илюхиной, подытожим: пока дети овладевают письмом — этим новым, трудоёмким и сложным для них видом деятельности — не стоит добавлять им лишних стрессов. Будь то свободная разлиновка или недоделки в виде не дописанных до конца строки образцов. Надо дать ребёнку возможность почувствовать успех от своей деятельности. И тогда, даже если у кого-то из детей не слишком большой интеллектуальный и эмоциональный потенциал, ребёнок будет достигать нужного результата.

На сегодняшний день — это, пожалуй, лучшие прописи, которые продаются в отечественных магазинах.

Остальное в прописях Илюхиной просто гениально. Всё вовремя и к месту: отличные упражнения на развитие памяти, упражнения на восприятие, на грамматику, ребусы. Акцентируется внимание на точках соединения букв между собой в слове, даются образцы письма слов и предложений — всё это очень важно и очень умно. Превосходны задания, когда при помощи пунктира по части буквы нужно полностью дописать саму букву или по части слова — само слово. Есть задания на сохранение высоты буквы, когда буква увеличивается или уменьшается в размере, и всё это делается по образцу, по линеечке — просто великолепно! Дан поэтапный показ рисования буквы — тоже очень хороший приём. Отметим, что напечатаны илюхинские прописи на качественной бумаге, которая хорошо выдерживает и карандаш, и стирательную резинку. Удобен формат прописей: в размере обычной школьной тетради. На сегодняшний день — это, пожалуй, лучшие прописи, которые продаются в отечественных магазинах.

Наша оценка прописей Илюхиной: «пять» с небольшим минусом. Минус — за излишне раннюю смену частой косой линейки более свободной разлиновкой и за недописывание строчек пунктиром.



 ТЕТРАДИ ПО ПИСЬМУ НЕЛЛИ И ЮРИЯ АГАРКОВЫХ

Азбука [Текст]: Тетради по письму № 1, 2, 3. 1 класс/ Н.Г. Агаркова, Ю.Г. Агарков — М.: Академкнига / Учебник 2013


 ПОСОБИЕ ТАМАРЫ КЛЕМЕНТОВИЧА «Я УЧУСЬ ПИСАТЬ КРАСИВО»

Я учусь писать красиво (серия «Готовимся к школе») / Т.Ф. Клементовича — СПб: ИД Литера 2007


«ПРОПИСИ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И КОРРЕКЦИИ ПОЧЕРКА» ОЛЬГИ ЛЫСЕНКО

Прописи для постановки и коррекции почерка / О.В. Лысенко — Павлодар: О.В. Лысенко 2015


Перейти к разделу Прописи