Хорошо забытое старое
В дореволюционных русских школах каллиграфия преподавалась как отдельный, важный предмет. Да и после революции уроки не упразднили, а лишь перекрестили в чистописание. Дети писали в специальных мелко разлинованных тетрадях первые полгода карандашами, и потом только перьями определённого размера. Более того, тетради для первого, второго и третьего классов были с разной разлиновкой. Вот почему у старшего поколения, в основном, красивый почерк. Но и это ещё не всё.
Самое главное — письмо было ОТРЫВНЫМ! Но в 1968 году, во время очередной школьной реформы, отрывное письмо сочли излишеством. Дескать, дети будут писать гораздо быстрее, если не будут отрывать перо от бумаги. Специальную разлиновку отменили, как пережиток проклятого прошлого, а шариковые ручки стали орудием труда первоклашек с первого дня в школе.
В результате большие методические тёти и дяди, авторы этой злосчастной реформы, получили жуткие детские каракули, а к ним в придачу мышечный зажим (результат безотрывного письма), неуверенность в действиях и, как следствие, дикую ненависть к предметам, где приходится писать (результат отказа от ориентиров на письме в виде специальной разлиновки).
Для того чтобы исправить почерк и вывести его на хорошую скорость всего за три недели, Татьяна Михайловна Леонтьева изобрела специальную разлиновку, автоматически снимающую проблему неправильного наклона и ширины букв. Более того, на основе поэтапного метода формирования умственных действий профессора П.Я. Гальперина, открытого им в 1958 году, были придуманы формулы для каждой буквы, показывающие ключевые точки на строке и траекторию руки при письме той или иной буквы. Дети без особого труда запоминают их и проговаривают во время письма (что является очень проблематичным для современной школы), направляя и контролируя тем самым свои действия. Но главное — письмо в «Каллиграфе» отрывное, что «разжимает» пишущую руку и даёт возможность писать не только красиво, но и быстро. Кстати сказать, именно отрывное письмо дало возможность одинаково учить красиво писать как правшей, так и левшей.
Ну и, конечно, следует упомянуть об изюминке «Каллиграфа» — быстром наборе скорости письма (0,5 — 2 слова за 1 день). Татьяна Михайловна изобрела специальный тренинг, позволяющий вывести новый почерк на скорость старого, а порой даже и перегнать. И тому примеров много. Например, 14-летняя Настя Димитрюк пришла с 14 словами в минуту, а ушла с 19. Пятнадцатилетний Женя Чертов пришёл с 12 словами в минуту, а ушёл с 20. Малыши из начальной школы, приходящие с 3—4 словами в минуту, увеличивают свою скорость письма в 1,5 — 2 раза. И это стало в «Каллиграфе» хорошей традицией.