ОМСКИЕ ИСТОРИИ, ЛЕГЕНДЫ И СТРАШИЛКИ


Сергей Сергеевич Наумов, историк-краевед


О себе и книгах

Родился я в Омске и всю жизнь живу здесь, в 16-м Военном городке. Окончил исторический факультет Омского государственного университета имени Достоевского: сначала бакалавриат, потом магистратуру, затем аспирантуру. Сейчас работаю над кандидатской диссертацией, планирую защитить её в этом году. Лет с пятнадцати примерно — сначала как любитель, а затем и профессионально, — занимаюсь краеведением и историей Омска.

Как и у многих сибиряков, в моём родословии смешались разная кровь и различные сословия: крестьяне, дворяне, донские и сибирские казаки, русские, украинцы, немцы, поляки. Дедушка приехал в Омск из Ростовской области, бабушка родом из Винницкой области Украины. Другая бабушка, наоборот, родилась в Сибири, но последние 20 лет живёт в Воронеже. Мои родные — это в основном либо военные, любо государственные служащие. Наверное, я первый из нашей семьи, кто ушёл в сугубо гуманитарную сферу и пока умудряюсь этой деятельностью как-то зарабатывать.

На данный момент у меня вышло три книги, из которых первые две сделаны в соавторстве, а последняя полностью моя авторская. Первая «Наш земляк Михаил Ульянов» была написана совместно с омским краеведом Ильёй Бродским и издана в ноябре 2017-го, к 90-летию артиста. Во второй книге — «Здание Товарищества российско-американской мануфактуры “Треугольник” как памятник истории и архитектуры Омска» — я выступал, как автор-составитель. Это был сборник очерков, созданный авторским коллективом краеведов, посвящённый одному из старинных зданий на улице Карла Либкнехта, бывшей Гасфордовской.  Там когда-то находилось отделение резиновой мануфактуры «Треугольник», а сейчас расположен офисный центр предпринимателя Сергея Сороки.

Целью публикаций было пробудить живой интерес к Омску у тех читателей, которые мало что о нём знают.

Третья книга выросла из проекта газеты «Коммерческие вести», где я работал в юбилейный для нашего города 2016 год. Из номера в номер, вместе с уже готовыми иллюстрациями, там публиковались и мои исторические очерки. Целью публикаций было пробудить живой интерес к Омску у тех читателей, которые мало что о нём знают. Затем большая часть этих материалов вошла в книгу «100 историй об Омске», выпущенную в 2019 году издательством «Амфора». Научно-популярной литературы, рассказывающей о нашем городе какие-то интересные факты, давно не печаталось, поэтому директор издательства Лариса Ивлева была заинтересована в том, чтобы, по доступной для широкого читателя цене, такую книгу выпустить.


Письмо в учёбе и на работе

В первый класс я пошёл в 1999 году. Это была общеобразовательная школа на улице Ангарской, которая позже стала 92-м лицеем. Писали мы по самым простым советским прописям издательства «Просвещение», одну из них я сохранил. Моя бабушка, которая училась в школе в 1950-е годы, вспоминает, что у неё были более удобные «трёхлинейные» прописи. Когда она сравнивала прописи, то получалось, что мои были «упрощёнными»: для письма в них осталось всего лишь две линии.

Впрочем, не помню, чтобы в школе у меня были с письмом какие-то проблемы. Свои самые первые работы мы писали сначала карандашом, а потом обводили по написанному шариковой ручкой. Если что-то шло не так, то карандашный след можно было тут же стереть ластиком и второй раз написать уже более красиво. Но когда мы полностью перешли на «шарик», то вывести красивые буквы с первого же раза получалось не всегда, приходилось стараться. Бабушка в школе писала ручкой перьевой: обмакивала перо в чернильницу с фиолетовыми чернилами, в каких-то местах делала нажим, в других — писала тонкой линией. В 90-е ничего подобного уже не было: в наших ручках, почти не изменившихся с советских времён, находился синий стержень. Кроме того, уже входили в моду и более современные «гелевые» ручки.

В «нулевые» годы некоторые школы переходили на 10-летнее обучение. Я учился по программе «1—3», поэтому из 3-го класса сразу же перешёл в 5-й. Мне нравились как гуманитарные, так и естественнонаучные предметы. 92-й лицей был и остаётся учебным заведением с физико-математическим уклоном, и в 9-м классе я даже решил поучиться там на физмате. Однако очень быстро понял, что углубленное изучение математики — это совсем не моё, и ушёл в Академический лицей при Омском педагогическом университете.

Всё это время мой школьный почерк вполне меня устраивал. В 10-11-м классах писали гораздо больше, но сегодня, глядя на записи тех лет, понимаю, что всё было не так уж и плохо, и они вполне читабельны. В годы студенчества свой почерк я изрядно подпортил: приходилось писать очень много и быстро. Свои университетские конспекты понимаю только я сам. Но и от таких рукописных записей тоже была некоторая польза — учебный материал запоминался лучше.

Писать приходится всё время, поэтому для меня письмо от руки — такая же ежедневная необходимость, как и умение работать на компьютере.

Навык рукописного письма очень пригодился мне в журналистской и научной работе. Ведь журналистика предполагает периодическое присутствие на каких-то мероприятиях, где необходимо вести записи и делать заметки. Будучи вооруженным смартфоном, диктофоном и планшетом, от ручки и блокнота полностью отказаться невозможно. В научной деятельности тоже самое. Когда работаешь в архиве, приходится много и печатать, и писать. Уже не говорю о том, что работа в архиве предполагает обязательное заполнение различных анкет. И потом, если у тебя творческая работа, то интересные мысли появляются неожиданно, и желательно их сразу же записывать. Полет мысли не всегда можно оформить с помощью гаджетов, так что несмотря на то, что есть компьютер и диктофон — всегда есть и такая информация, которую удобней занести в блокнот. Писать приходится всё время, поэтому для меня письмо от руки — такая же ежедневная необходимость, как и умение работать на компьютере.


История и краеведение

Вопросами истории я заинтересовался ещё в школьные годы. Предмет «история» как-то сразу пришёлся по душе: в 5-м классе — история Древнего мира, в 6-м — история Средних веков. Потом, когда достали из кладовки и перевезли на дачу залежи журналов «Огонёк», «Советский экран», «Наука и жизнь», «Техника – молодёжи» времён перестройки, при отсутствии за городом книг, телевизора и компьютера, стал понемногу их читать. Думаю, что тогда, в подростковом возрасте, и возник интерес к позднему советскому периоду, к истории общественной мысли и культуры.

В Академическом лицее я начал заниматься краеведением, скажем так, системно. До этого, учась в общеобразовательной школе, на физмате я вообще не знал, что существуют какие-то исторические кружки. Но когда одноклассник привёл меня в кружок «Юный историк Сибири» при Омском краеведческом музее, то оказалось, что у меня есть единомышленники, среди которых — не только ребята моего возраста, но и взрослые педагоги, исследователи.

В школьные годы больше внимания привлекали события XX-го века, поскольку по телевидению «нулевых» годов непрерывным потоком шли телепередачи о событиях 1917-го года, о 1930-х и 1940-х годах, о роли Ленина и Сталина в истории России. Как правило, те передачи не были так заряжены агрессивной пропагандой как сегодня, там представлялись разные точки зрения — это вызывало интерес. Позже, когда уже пошла специализация, я переключился на историю отечественной культуры. В университете темой курсовой и дипломной работы стала «Роль гуманитарной интеллигенции в формировании исторической памяти». Затем она перешла в диссертацию и ограничилась масштабами Сибири и городами-миллионниками со «столичными» претензиями — Новосибирском и Омском.

Навык рукописного письма очень пригодился мне в журналистской и научной работе.


Омск суровый

Тот мрачноватый имидж, который сложился у нашего города в последние годы, возник не на пустом месте: Омск всегда был и, по сути, остаётся городом военных и чиновников. С культурой, гуманитарной мыслью здесь постоянно возникали проблемы. Впрочем, как и с образованием, и с мыслящей общественностью.

Декабристов нам фактически «не досталось» — они поехали в Иркутск. Главными омскими вольнодумцами в середине XIX века стали сибирские областники Николай Ядринцев и Григорий Потанин. За свободолюбивое стремление создать в Сибири независимое объединение, наподобие Соединённых Штатов Америки, их подвергли гражданской казни и заключили в тюрьму. В статусе каторжника пребывал в Омском остроге и Фёдор Михайлович Достоевский. Были тут и ссыльные поляки-сепаратисты, желавшие отделить Польшу от России и попавшие в Сибирь после восстания 1863 года.

Первый университет был основан у нас лишь в 1974-м году, хотя можно было это сделать на 100 лет раньше. Но в 1878-м его открыли в Томске несмотря на то, что идея создания университета в Сибири принадлежала омичам. Однако денег на университет тогда у нас почему-то не нашлось… На те же грабли местные чиновники наступили и в хрущёвское время: не изыскали денег на Академгородок. Есть версия, что тогдашний первый секретарь Омского обкома КПСС Евгений Колущинский сформулировал своё решение так: «Зачем нам эти учёные? Среди них одни вольнодумцы!». В Омске заниматься этим вопросом серьёзно не пожелали, а мощнейший стимул для развития получил Новосибирск.

Высокий статус столицы России Омск приобрёл только при Колчаке.

Столичный город, на звание которого, пусть в масштабах Сибири, мы периодически претендуем — это ведь не только крупные заводы, коих у нас в избытке. Столичный город — это всегда живая и свободная мысль, столица — это тот город, куда стекаются лучшие умы, которые могут в нём реализовать самые смелые свои идеи. У нас же происходил иной процесс: учёных и художников город всячески отторгал, а стягивалось сюда чиновничество и военные. Люди этих профессий, как правило, не могут позволить себе мыслить и говорить свободно, для них характерна сдержанность, немногословность, закрытость, строгость. Это и сформировало идентификацию, ментальность среднестатистического омича.

Этот тип человека всегда недоволен жизнью, но никаких активных действий, чтобы как-то эту жизнь улучшить, не предпринимает. Он не замечает окружающую его живую историю, не видит того богатства, которое находится буквально у него под ногами. Он постоянно уничижает сам себя и свой город. Формируется депрессивность, но при этом нет выхода эмоциям, поэтому жить ему скучно и неинтересно.

В том же Новосибирске, к примеру, нет истории XVIII века. Когда новосибирские историки оказываются здесь, то они нам зачастую завидуют. У нас есть места, где был Достоевский, есть Любинский проспект, а там такого исторического пространства нет. Недавно на одной из омских конференций общались с девушкой-аспиранткой из Новосибирска, так она искренне восхищалась, гуляя по Любинскому: «У вас — прямо, как в Санкт-Петербурге!».


Омск исторический

Как с азбуки начинается овладение навыком чтения, с прописей — рукописным письмом, так с краеведческой «азбуки» завязывается знакомство с городом. И, хотя в Омск приезжают совершенно непохожие друг на друга люди из разных городов и стран, — всех их, в принципе, интересует одно и то же.

Самый привлекательный на сегодня, в особенности для иностранцев, городской бренд — это «Белый Омск», колчаковская столица. Отсюда и первый вопрос гостей: «Что у вас есть о Колчаке?». «Дом Колчака — особняк Батюшкина. Там сейчас Центр изучения истории Гражданской войны». Удивляются: «О! У вас есть такой центр?». «Конечно. Приходите туда, там вам всё расскажут». Второй наш бренд — это Достоевский. В Омске есть дом коменданта Омской крепости, где бывал Фёдор Михайлович. Сегодня там располагается Государственный литературный музей имени Достоевского. Имя из новейшей истории Омска — это Егор Летов, поэтому любителем творчества культовой группы «Гражданская оборона» будет интересен Музей омского рока.

Если говорить о маршруте экскурсий по городу для детей и взрослых, то тут я ничего оригинального не придумаю: от Успенского собора — по Спартаковской мимо памятника Достоевскому — в новую Омскую крепость. Помню, когда я учился в классе в 3-м, нас возили на автобусе на экскурсию по Любинскому проспекту, потом до Кадетского корпуса к Никольскому Казачьему собору, в Краеведческий музей. Рассказывали много всего разного. Понятно, что третьеклассникам далеко не всё было интересно, но что-то всё же в голове задерживалось, да и фотографии оставались. Надо ведь, чтобы историческая информация была доступной, и школьник мог потом с пользой применить её в учёбе — например, рассказывая на уроке истории о каких-то значимых событиях или выдающихся личностях. К примеру, о тернистом пути самолётостроения и космонавтики — говоря о Туполеве и Королёве, отбывавшем в Омске заключение.

Самый привлекательный на сегодня, в особенности для иностранцев, городской бренд — это «Белый Омск», колчаковская столица.

К сожалению, самые старые городские постройки времён Омской крепости 1716-1768 годов не сохранились. Изучать эту местность мы можем только археологически. Мы знаем, что они были на месте современной площади Ленина и окружающего её пространства. Но у нас сохранились объекты новой крепости, построенной в 1771 году, и сходить туда обязательно надо. Это подлинные Тобольские ворота, денежная кладовая, казармы… Как всё это подать, чтобы детям было интересно? Думаю, что лучше всего — через рассказ об исторических личностях, там бывавших.

В этом году исполняется 75 лет Победы в Великой Отечественной войне. Многие улицы у нас названы именами омичей — Героев Советского Союза.  И рассказ можно начать с топонимики, а затем перейти к личности самого героя: «В нашем городе есть такая улица — имени Фёдора Крылова. Знаете, где она находится? …А знаете ли вы, что это был за человек?». Есть и такие места — например, в Музее воинской славы омичей, где можно своими руками потрогать пушки и пулемёты, залезть на танк, гаубицу или «катюшу» — детям это всегда нравится, мальчишкам — особенно.

 Николай Рождественский: «Выговор потом снимут, а фонтаны останутся».

Вдоль Ленинского рынка, от Иртышской набережной до железнодорожного вокзала, протянулась улица Рождественского. Многие думают, что её назвали в честь родившегося в Омске поэта Роберта Рождественского, но это не так. Председатель Омского горисполкома Николай Рождественский в 1950-е годы превратил Омск в тот самый «город-сад», который до сего времени с нежностью вспоминается омичами. Это благодаря ему город был усажен клёнами и тополями, а посередине проспекта Карла Маркса располагались клумбы с гладиолусами. Чтобы улучшить экологическую ситуацию, обильно озеленялись территории заводов. В то время Омск уверенно побеждал во всесоюзных конкурсах по послевоенному озеленению городов. Рождественский привёз в Омск фонтаны, один из которых был установлен напротив нынешней мэрии, другой — в Первомайском сквере около Тарских ворот, а третий — фонтан «Изобилие» — в сквере 30-летия ВЛКСМ, напротив Транспортного университета. Вообще-то эти фонтаны предназначались для разрушенного войной Сталинграда, но Рождественский их «перехватил» и привёз в Омск, за что ему вкатили выговор по партийной линии — «за самоуправство». Говорят, что он тогда сказал: «Выговор потом снимут, а фонтаны останутся». И действительно: эти фонтаны давно тоже стали местными брендами времён СССР — они непременно присутствуют и на открытках, и в фильмах о нашем городе.


Омск «красный» и «белый»

В советские годы нашими историками был хорошо изучен период Гражданской войны. Хорошо-то хорошо, да только с односторонним перекосом: разумеется, в сторону «красных». Много омских улиц носят имена большевиков-революционеров. Кстати, по поводу Рабиновича: юмористы полагают, что улица названа по имени известного персонажа анекдотов. На самом деле, «наш» Рабинович был одним из организаторов антиколчаковского восстания. Впрочем, как и другой исторический герой: «наш» Вавилов был подпольщиком, а не генетиком, как думают многие. В сквере «Памяти борцов революции» всем им установлены бюсты — и Александру Масленникову, и Павлу Вавилову, и Михаилу Рабиновичу. Между тем, их вклад в историю города был не очень значительным: они приехали, подняли против «белых» неудачное восстание и уехали… В 1990-е годы маятник пошатнулся в обратную сторону: все вдруг вспомнили, что высокий статус столицы России Омск приобрёл только при Колчаке.

Мне кажется, что к изучению истории страны в целом и омской истории в частности, хорошо было бы подойти комплексно, без «искривлений» в ту или иную сторону. Такой комплексный подход удачно можно применить, когда отталкиваешься от такого современного направления как повседневная история, когда обращаешься к истории семьи. Здесь уже не какие-то абстрактные люди из учебника, а твои родные и близкие, от которых остались фотографии в семейном альбоме. Революция и Гражданская война поломали много судеб, заставили людей делать выбор: за «белых» или за «красных». Бывало такое, что человек послужил у «белых» по призыву каким-нибудь писарем три месяца, а потом все 30-е и 40-е годы трясся, чтобы, не дай Бог, этот факт биографии нигде и никогда не всплыл...


Мифы и легенды Омска

Вы знаете, что настоящие историки должны бороться с мифами и легендами? Их огорчает, когда люди без специального образования, не способные критически оценить источник, начинают тиражировать байки и выдумки, не имеющие никакого отношения к действительности. В советские годы мифами отдельно никто не занимался: это было как-то не принято. В 1990-е годы городские фантазии собирал, к примеру, омский писатель и краевед Борис Гвоздев, в 2002 году поместивший их в книгу «Ключи от прошлого». Однако к мифам всё чаще обращаются и учёные. Например, такой проект, как «Словарь мифологии Омска», выпущенный в 2005 году, где городская мифология не просто пересказана, но и культурологически осмыслена авторами словаря — историками Евгением Груздовым и Антоном Свешниковым.

Легенды и мифы есть везде, в любом населённом пункте. Есть мифы, в основе которых лежат какие-то реальные события, но интерпретированы они так, что факты превращаются в фантазии. Есть и совсем уже мифы-анекдоты. Вот совсем недавно повезло услышать утверждение, что несколько зданий в Омске, в том числе, Городской торговый корпус (сейчас — главный корпус музея изобразительных искусств имени Врубеля), были построены инопланетянами. Мифы будут появляться всегда, потому что так устроено человеческое сознание. Это самый простой способ заинтересовать человека историей города. Вопрос только в том, чтобы этот миф не укоренился в голове и не стал преподноситься людям, как свершившийся факт, потому что так и фальсифицируется история. Поэтому на презентации книги «100 историй об Омске» я говорил, что моя задача — увлечь, заинтересовать читателей и направить их к научным источникам. И в конце этой книги есть список литературы, по которой можно ознакомиться с темами более подробно.

Одна из задач исторической науки состоит в том, чтобы, пробуждая интерес к прошлому, мифы и легенды ни в коем случае не подменяли собой факты.


Легенда о Любочке

Обычно это трогательный рассказ о том, что давным-давно у стареющего омского губернатора была молодая жена Любочка, которая часто оставалась в одиночестве. Она сильно скучала, любила читать Пушкина, потом заболела и умерла, оставшись вечно молодой и красивой. Её именем были названы Любинский проспект и Любина роща. На основе этого солист Музыкального театра Георгий Котов сочинил уже совершенно фантастическую историю — водевиль о любви Любочки и молодого Чокана Валиханова, соперником которого был её старый муж…

Начнём с того, что Любовь Гасфорд, урождённая Львова — это реальный исторический персонаж. Она была уже второй женой генерал-губернатора Западной Сибири Густава Гасфорда, присланного на службу в Омск в 1851 году. Приехали они сюда вдвоём. Она действительно была намного моложе мужа и уже тогда тяжело болела чахоткой. Прожила она здесь около года и была похоронена на Казачьем кладбище — на этом месте сейчас находятся Областная детская клиническая больница и Казачий сквер. После кончины жены Гасфорд женился в третий раз, и снова на молодой девушке, Любиной племяннице — Надежде Львовой. И вот уже она сделала для Омска очень много полезного, поскольку была настоящим филантропом и меценатом. Для просвещения народа открыла женские курсы, которые потом переросли в Первую женскую гимназию, а в целях благотворительности создала приют для детей-сирот «Надежда». И народное сознание совместило двух жён губернатора Гасфорда в одну — Любочку.

Ещё рассказывают так: мол гуляла Любочка по Омску, скучая и задыхаясь от степной пыли, и тут её посетила мысль о необходимости городского парка. С такой просьбой она обратилась к мужу, и Гасфорд распорядился разбить городской сквер, названный «Любина роща». В реальности всё было несколько прозаичнее. Во-первых, большие пожары 1819-го и 1823-го годов уничтожили полцентра Омска. Во-вторых, после того, как Омск стал административным центром Западной Сибири, его население стремительно росло, а уровень благоустройства был крайне низким: к середине XIX века зелёные посадки были нужны городу, исходя, в том числе, из санитарно-гигиенических соображений. Территория эта была пустырём, примыкавшим к крепостной эспланаде, и было решено разбить сквер.

В течение пятидесяти лет это был главный омский парк, а в начале следующего века его территорию продали предпринимателям из Москвы. Так на месте сквера появились гостиница «Россия», Московские торговые ряды и — Чернавинский проспект, названный в честь Фёдора Чернавина, бывшего городским головой в 1870-е годы. Официально проспект никогда не был Любинским, это его исключительно народное название, которое тем не менее за ним закрепилось. Посодействовал этому и памятник Любочке, установленный на проспекте в конце XX века.

Народное сознание совместило двух жён губернатора Гасфорда в одну — Любочку.


Легенда о колчаковском золоте

В годы Первой мировой войны золотой запас России был эвакуирован в Казань и Нижний Новгород. После революции золото захватили большевики, потом его отбили «белые», и так оно попало в колчаковский Омск. При эвакуации Колчака на восток золото непонятно куда подевалось: то ли его прихватили чехословацкие легионеры, то ли оно утонуло в озере Байкал.

Разумеется, омичи никак не могли смириться с тем, что золотой запас страны бесследно исчез. Конечно же, он должен быть где-то в Омске — в каком-нибудь старом здании и непременно под землёй. Какое здание в Омске одновременно красивое, монументальное и загадочное? Это самый яркий образец модерна — здание Акционерного общества Кузнецких каменноугольных копей, ныне общежитие медицинского университета на улице Орджоникидзе. Поэтому есть легенда, что где-то в подвале сего здания и лежит сокровище — колчаковский золотой запас. Вдохновлённые этой легендой, некоторые омские кладоискатели в подвалах копались, но так ничего и не нашли.  Тем не менее, легенда жива.


Легенда о подземном ходе

Люди любят всё таинственное, а что может быть загадочнее, чем подземелья и подземные ходы? И легенда гласит, что секретный подземный ход в Омске есть, и проложен он между Успенским собором и «серым домом» — зданием, где раньше находились НКВД и КГБ, а сейчас — ФСБ. Зачем выкопаны эти подземелья — никто толком не знает: то ли там были жуткие расстрельные подвалы, то ли это секретные ходы для эвакуации обкома и правительства, то ли надёжно спрятанные несметные сокровища.

Рассказывают, что можно там найти и чьи-то скелеты. Самое удивительное, что в 2005 году при раскопках на месте взорванного собора один скелет историки всё-таки обнаружили — это были останки архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра (Ольшевского). Говорят, что там можно было ещё что-нибудь поискать, но больше не стали.

Интересно, что во время экскурсий по Соборной площади гости из других городов рассказывают аналогичные байки: «Ой, а у нас тоже есть подземный ход со скелетами и сокровищами!».


Страшилки о бандитах

Почему людей, даже совсем далёких от криминального мира, интересуют страшные рассказы о преступниках и преступлениях, почему так привлекательна блатная романтика? Возможно, людям хочется как-то соприкоснуться с опытом, который, скорее всего, ими никогда не будет получен — и они сами в этом уверены. Потому что когда они попадают в такие обстоятельства, когда подобный опыт приобретается, то всё оказывается не таким уж романтичным. Тем не менее, и в этом случае люди будут продолжать интересоваться уголовной хроникой и покупать криминальное чтиво. В 2017 году вышла книга журналиста Виталия Ганнащука под названием «Бандиты 90-х в наши дни», посвящённая истории организованной преступности Омска, — тираж её был раскуплен моментально.


Самая жуткая омская страшилка

О чудовищных преступлениях, совершившихся в городе после Великой Отечественной войны, была снята документальная драма «По следам “Чёрной кошки”». Реальная криминальная история, положенная в основу фильма и ставшая самой страшной легендой Омска — это рассказ об убийствах детей в кинотеатре «Гигант», на чердаке которого нашли несколько детских трупов.

Деревянное здание кинотеатра находилось на месте нынешней остановки «Партизанская» (бывшая — «Художественный»), напротив органного зала. Убийства совершала банда подростков, которые заманивали ничего не подозревающих ребят на чердак кинотеатра рассказами, что оттуда можно бесплатно посмотреть новое кино. Убивали из-за одежды, которую потом снимали с мёртвых и продавали на рынке.

Было громкое судебное дело. И хотя сам кинотеатр снесли, а место, где он находился, закатали асфальтом и сделали там остановку, но с годами эта жуткая история обросла ещё более ужасающими слухами. Рассказывали, что в Омске завелись то ли маньяки, то ли вампиры, которые высасывают детскую кровь. Говорили, что у найденных детей были следы укусов на шее, а рядом с жертвами стояли наполненные кровью банки. Когда я ещё до издания книги поместил этот сюжет на сайте «Коммерческих вестей», то там появились комментарии. «Да, точно, мне бабушка это рассказывала» или «Мне об этом мама говорила» — и всё это с новыми, леденящими кровь, подробностями…


Миф об Асгарде

Среди отечественных неоязычников распространён миф, что Омск стоит на месте древнего города Асгарда Ирийского, который был разрушен джунгарами. В XVII веке о его существовании заявил картограф Семён Ремезов, обнаруживший на правом берегу Оми руины языческих храмов и написавший об этом царю Алексею Михайловичу Романову. По их версии, не случайно, что Омская крепость была основана через несколько десятилетий, вроде как, по указу Петра Первого именно в центре мощных энергетических сил.


Как мне видится, при пересказе всех этих и подобных городских мифов надо стараться не переходить грань между безобидной городской легендой и исторической фальсификацией, отделять версии от реальных событий и делать соответствующие пояснения. Если подавать миф, как непреложный факт, то мы будем иметь искажённое историческое сознание. Поэтому одна из задач исторической науки состоит в том, чтобы, пробуждая интерес к прошлому, мифы и легенды ни в коем случае не подменяли собой факты.


Фото из личных архивов Сергея Наумова, Натальи Елизаровой, Владимира Панасенкова, фондов ОГИК музея, городского музея «Искусство Омска», блога omchanin, открытых интернет-источников


Андрей Львович Трумуль
ПОЧЕРК ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЁТКИМ И ПОНЯТНЫМ

Валерий Васильевич Семченко
ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОЧЕРКУ НЕДОПУСТИМО

Светлана Николаевна Фатьянова
КРАСИВЫЙ ПОЧЕРК У РЕБЁНКА – ЗАЛОГ ЕГО УСПЕШНОГО БУДУЩЕГО

Николай Васильевич Соботюк
ЛЕНИВЫХ ДЕТЕЙ НЕТ

Андрей Андреевич Дробышев
ПОЧЕРК – ЭТО СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ

Эйприл Френч
ШКОЛА ПОСЛЕДНЕГО ВРЕМЕНИ В США

 Иван Иванович Таскаев
ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ ТЕТРАДИ

Лоран Батиста
ЕСЛИ БУКВЫ ТРУДНО ПОНЯТЬ – ОЦЕНКИ НИЖЕ