КРАСИВЫЙ ПОЧЕРК РЕБЁНКА — ЗАЛОГ ЕГО УСПЕШНОГО БУДУЩЕГО
Светлана Николаевна Фатьянова
Заведующая выставочно-экспозиционным отделом бюджетного учреждения культуры «Омский музей просвещения»
Рукописное письмо как привилегия
Сейчас, когда нам гораздо проще отыскать в своей сумочке смартфон, чем шариковую ручку, сложно представить те времена, когда книги не печатались, а были написаны от руки.
Между тем, вплоть до XVI века все книги и документы на Руси были рукописными. Только благодаря Ивану Фёдорову появилась первая официальная печатная книга «Апостол». В связи с чем возникла эта потребность? Всё больше людей хотят читать, больше узнавать, всё больше появляется грамотных людей. Однако вплоть до конца XVIII — начала XIX века большинство документов писались рукой. Профессия писца или писаря — человека, который был грамотным и умел держать перо, была крайне востребована.
В современном мире, когда все мы более или менее разборчиво пишем, нам не очень понятно — ну что тут такого, написать несколько слов, переписать какой-то текст. Но в древности на Руси к тому, кто умел красиво писать, относились с уважением. Как правило, он был из привилегированного сословия, потому что у всего остального народа, у огромного количества крестьян выучиться грамоте и письму не было возможности.
Люди целый день работали в поле, это был тяжёлый семейный труд, даже дети в нём участвовали и помогали родителям. Конечно, существовали сельские школы, но во время посевной или сбора урожая они закрывались, такое было даже при советской власти. И не всегда 1 сентября дети шли в школу, ведь сентябрь — месяц активного сельского труда, и каждый член семьи в это время на вес золота. Школьные занятия начинались в более холодное время года, когда урожай был собран.
Письмо гусиными и металлическими перьями
Гусиными перьями в Российской империи писали до конца XIX века несмотря на то, что металлические перья были придуманы ещё в XVIII веке. Дело в том, что это были достаточно качественные инструменты для письма чернилами: хорошо отточенные, прошедшие температурную обработку. Для праворуких это были верхние перья из левого крыла птиц. Перья могли быть не только гусиными, использовалось перо и других птиц. Были и коробочки со съёмными наконечниками, насадками для перьев, ведь перо — это естественный материал, довольно пластичный и ломкий.
Изобретение металлических перьев облегчило способ письма и увеличило срок их службы. Съёмное перо прикреплялось к деревянной ручке-держателю, и в таком виде они использовались долгие годы. В середине XIX века такие ручки входят в оборот. Потребовалось более полувека, чтобы они стали массово применяться — сначала в Европе, а затем и в России.
Но чтобы рукописный почерк был красивым, требовался специальный настрой пишущего, размеренность его действий, тщательная подготовка к самому процессу письма. Нужно было определённым образом расположиться за столом, приготовить письменные принадлежности, настроиться на эту деятельность, и только тогда — писать. Все элементы надо было прописывать аккуратно и чётко, точно зная, как именно пишется каждая буква: только так почерк получался разборчивым. Если же ты неправильно сидел или спешил, то из-под твоего пера немедленно вылезала клякса. Поэтому момент концентрации своего мышления при письме был очень важен.
Письмо шариковой ручкой
Появлению шариковой ручки мы обязаны венгерскому журналисту Ласло Биро, который в 1930-е годы создал её проект. Журналисты — это те люди, которые всегда спешат и стараются делать свою работу как можно быстрее. Потребность записывать «на бегу» и вызвала к жизни новый вид ручки. По легенде, принцип действия ручки он увидел, когда маленькие дети играли в мяч, а сам он сидел в сквере и наблюдал за ними. Когда один шалун пнул мячик в лужу, тот выкатился и оставил на дорожке мокрый след. Тут-то Ласло и понял, как должна быть устроена та ручка, которая нужна журналистам. Позже она была доработана другими исследователями и запущена в массовое производство.
В СССР ручки с шариком появились в 1960-х годах, а в начале 1970-х их стали широко использовать в школах. Ряд реформ, которые в те годы прошли в образовании, упразднил такой важный учебный предмет, как чистописание. Была утрачена культура школьного каллиграфического письма, в результате чего почерк у детей заметно испортился.
Ценность красоты письма
Между тем, во все века считалось, что красивый и разборчивый почерк ребёнка — это вклад в его карьеру, залог его успешного будущего. Известно, что обучение детей грамоте и чистописанию не прекращалось даже в смутные и тяжёлые периоды истории России.
В советское время педагоги посвящали чистописанию много времени и сил. Удивительно, но красивое письмо культивировалось в школах и в трагические годы Великой Отечественной войны. Сами дети стремились писать аккуратно, и в школе были специальные уроки, посвящённые чистописанию. В нашем музее хранятся письменные материалы, свидетельствующие о большом внимании к детскому почерку со стороны учителей. Это не были какие-то редкие и единичные случаи удачных занятий с детьми, это была — во многом унаследованная со времён дореволюционной школы — стройная система обучения красивому почерку.
Ушли ли традиции каллиграфического письма в наше время? Думаю, что нет. Считаю, что даже сейчас, когда в школе не осталось ни только уроков, но даже и пятиминуток чистописания, заботливые родители стараются уделять внимание красоте письма своего ребёнка.
В любом случае почерк должен быть понятен и самому школьнику, и его учителям. Письменная работа, написанная аккуратно, красивым почерком, сразу же вызывает у педагога положительные эмоции, такому ученику невольно хочется поставить более высокую оценку. При этом ребёнок, говоря современным языком, запрограммирован на успех.
Валерий Васильевич Семченко
ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОЧЕРКУ НЕДОПУСТИМО
Андрей Львович Трумуль
ПОЧЕРК ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЁТКИМ И ПОНЯТНЫМ
Николай Васильевич Соботюк
ЛЕНИВЫХ ДЕТЕЙ НЕТ
Андрей Андреевич Дробышев
ПОЧЕРК – ЭТО СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ
Эйприл Френч
ШКОЛА ПОСЛЕДНЕГО ВРЕМЕНИ В США
Иван Иванович Таскаев
ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ ТЕТРАДИ