ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОЧЕРКУ НЕДОПУСТИМО


Валерий Васильевич Семченко

Доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Сибирского отделения Академии наук высшей школы, заведующий кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии Омской государственной медицинской академии (1983–2009), руководитель курса цитологии, гистологии и эмбриологии института ветеринарной медицины и биотехнологии Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина.

Сфера научных интересов — исследования головного мозга. Более 20 лет работал в Омской городской клинической больнице скорой медицинской помощи № 1. С 1996 года является научным руководителем центра экстренной неврологии и руководителем научно-исследовательской лаборатории гипоксических повреждений мозга и нейрореабилитации СО РАМН.


Коротко о себе

Я занимаюсь исследованием интегративно-пусковой деятельности головного мозга у человека и животных с 1972 года. Многократно стажировался в НИИ мозга РАМН. Много лет проработал в БСМП № 1, где мы организовали центр экстренной неврологии. Там после перенесённой общей патологии больные существенно восстанавливались, находясь в отделении ранней нейрореабилитации — вплоть до этапа полного самообслуживания, включая восстановление функции речи.


Каллиграфический почерк

Убеждён, что для воспитанного человека в современном российском обществе обязательным элементом является знание русского языка — и, разумеется, в систему знания языка входит овладение красивым письмом. Ещё из истории самураев известно, что обладание каллиграфическим почерком было необходимо и ценилось ими наравне с секретами боевых единоборств.

Почерк отражает как характер человека, так и его способность к обучению и его потенциальные возможности. Почерк — это своеобразное материальное выражение психоневрологического состояния человека. Хороший почерк свидетельствует о развитом логическом мышлении ребёнка, то есть последовательной, поэтапной оценке ситуации для принятия верного решения, адекватной ответной поведенческой реакции, выражающейся в красивом написании букв и цифр, а также об эффективной интегративно-пусковой системе головного мозга.

С моей точки зрения, то пренебрежительное отношение к почерку, которое в настоящее время существует в системе начального образования в России, недопустимо и нуждается в серьёзной коррекции. Отрадно, что в городе Омске появилась образовательная структура, направленная на обучение детей каллиграфическому почерку.

Хороший почерк свидетельствует о развитом логическом мышлении ребёнка.


Знакомство с «Каллиграфом»

Конкретные примеры, возможно, объяснят мою точку зрения лучше, чем научные рассуждения. У меня есть внук Владимир, и у него была проблема с произнесением звука «р». А год назад, к концу первого класса, у него вдруг резко ухудшился почерк. Буквы стали наклоняться в разные стороны, искажались форма и размер букв. Вместе с плохим почерком появились и грамматические ошибки. Я сам педагог с 45-летним стажем, преподаю в медицинском и ветеринарном институтах, читаю лекции врачам и преподавателям, и убеждён, что должна существовать система дополнительного образования, направленная на исправление небольших ошибок разного профиля. Однако в Ханты-Мансийске, где живёт внук, существующие образовательные структуры не позволили улучшить его речь и почерк. Наладить произношение нам удалось только в Омске, в логопедическом центре «Речецветик», и там же я впервые узнал о центре коррекции почерка «Каллиграфъ». Логопеды очень хорошо отзывались о «Каллиграфе», затем весьма достойную характеристику дали «Каллиграфу» и мои друзья — омские вузовские преподаватели и учёные. В этом году моё положительное мнение укрепилось, потому что в «Каллиграфе» проходил обучение мой внук.

Весной супруга позвонила в «Каллиграфъ» и записала внука на пробный урок. Ребёнок с удовольствием прошёл занятие, и нам было предложено учиться на курсе красивого письма, который длится 3 недели и состоит из ежедневных занятий по 45 минут. Мы выбрали учёбу в самой первой группе, с началом занятий в 8 часов утра, чтобы это было удобно для работы. Кроме уроков в классе внуку задавались ежедневные домашние задания с интернет-поддержкой их выполнения. Сначала домашние задания показались мне излишними, но потом я понял, что самостоятельная работа дома необходима. Желательно было, чтобы родители, дедушки и бабушки присутствовали на уроках, понимали методологию и содержание обучения и могли помочь своему ребёнку в выполнении домашних заданий.


Методология «Каллиграфа»

У «Каллиграфа» великолепная чёткая методология. Её центральной воспитательной задачей является формирование молодого поколения россиян — мыслящих, трудящихся, ответственных людей, духовно и нравственно ориентированных на развитие своей семьи и на благосостояние Родины. Методология «Каллиграфа» заключается в поэтапном овладении каллиграфическим написанием букв и цифр — их формы, наклона, размера, последовательном написании слов и предложений, и, наконец, доведении нового почерка до высокой скорости. Эффективность занятий высокая, благодаря чему в конце курса дети овладевают новым красивым и быстрым почерком. Но вот на что я особенно обратил внимание: в «Каллиграфе» изумительно подробно проработано методическое обеспечение. Естественно, базируется оно на достижениях педагогики, психологии и медицины. Поскольку я являюсь нейрогистологом и нейропсихологом, я понимаю, что в основе этого методологического подхода лежит высокая пластичность развивающегося головного мозга.

Эффективность занятий высокая, благодаря чему в конце курса дети овладевают новым красивым и быстрым почерком. Но вот на что я особенно обратил внимание: в «Каллиграфе» изумительно подробно проработано методическое обеспечение.


Головной мозг ребёнка

На сегодня известно, что в эмбриогенезе, то есть во внутриутробном периоде, у ребёнка закладывается большое число нейронов, которое многократно превышает количество, необходимое для жизни. Распределение групп нейронов по центрам (ядрам) заканчивается к 20—24-й неделе развития плода. Остальная половина беременности уходит на то, что у плода растут нервные отростки, закладываются и формируются рефлекторные дуги, у которых уже существует слабая активность, поскольку часть нервных клеток имеет способность активировать другие нейроны и самовозбуждаться. При этом нервные клетки притягивают к себе растущие отростки других нейронов и начинают формировать нейронные цепи. Большинство нейронов в головном мозге в период рождения располагаются цепочками. Одиночная нервная клетка не может существовать, через 2—4 недели она погибает, погибают и те клетки, которые не встраиваются в естественные функциональные связи. Таким образом, при рождении ребёнок имеет избыточное количество нервных клеток, которые являются источниками нейронных рефлекторных дуг. После рождения ребёнок попадает в совершенно другую среду, обогащённую раздражителями — в отличие от внутриутробной среды, где работают в основном генетические факторы. Развитие ребёнка после рождения происходит в обстановке интенсивной избыточной информации. Эту среду создают в основном родители, насыщая её интеллектуальными компонентами, отвечающими за физическое и психическое развитие. Позже в эту среду добавляются игровые ситуации в общении со сверстниками в детсаду, во дворе и т.д.

Максимальное развитие нервной ткани головного мозга идёт в первые 5—7 лет после рождения. Часть нервных клеток постепенно погибает, при этом они являются источником питания для соседних клеток. Другая часть клеток формирует рефлекторные дуги, в основе которых лежат нервные цепочки. Некоторые клетки из этой второй части находятся вне функциональной активности, а некоторые — их число достигает 10 процентов — возбуждаются и включаются в функциональную активность. И те нейроны, которые находятся в системе рефлекторных дуг и колец — с учётом ответной реакции, начинают интенсивно формировать нервные отростки. Данные отростки (дендриты и аксоны) начинают расти, и количество их (дендритов) зависит от среды, в которой находится ребёнок. Если у животных это количество колеблется от 10 до 20, то у человека оно достигает нескольких десятков и даже сотен. Один нейрон у развивающегося и особенно зрелого мозга человека за счёт отростков обеспечивает связи с 30—50 тысячами (!) других нервных клеток. Это обеспечивает возможность колоссального образования межнейронных связей и рефлекторных дуг и способность ребёнка гармонично развиваться в разных направлениях. Но всё-таки у ребёнка доминируют генетически заложенные рефлекторные дуги, которые наследуют признаки своих родственников. Генетически есть дети более способные, например, к музыкальному или же речевому развитию, склонные к гуманитарному или техническому образованию. И то, что сейчас тестируют ребёнка на предмет склонности к какому-то виду образования на раннем этапе его развития — это абсолютно правильно.

У меня вызывает удивление, и даже поражает та высокая организация и эффективность, которой достиг «Каллиграфъ» в работе с почерком.


Ученики «Каллиграфа»

«Каллиграфъ» работает с детьми разных возрастов — от 5 до 18 лет, но преимущественно красивому почерку учатся дети в возрасте от 7 до 10 лет. Так, в группе, где учился мой внук, были дети 8—9 лет, и они достаточно легко усваивают серьёзную систему каллиграфического письма за очень короткий промежуток времени. А я, взрослый человек, так быстро и в таком объёме, как это делает мой внук, усвоить её не мог! И это несмотря на то, что у меня интеллект достаточно высокий (мною написано более 60 книг), и я хорошо владею своим мозгом. Это подтверждает, что усвоение новой информации лучше всего происходит в детском возрасте.

Среди учеников «Каллиграфа» есть дети с разными способностями, а некоторые из них перенесли более или менее серьёзные заболевания. Такие дети требуют особого, индивидуального подхода, и я отметил, что индивидуальный подход к особенностям каждого ребёнка здесь есть. Мне приятно, что моему внуку в «Каллиграфе» интересно, и что он отлично усваивает учебный материал — и на интерактивных уроках в классе, и пользуясь интернет-поддержкой дома. Благодаря учёбе в «Каллиграфе», у внука стали развиваться полезные качества характера: он стал более организованным, более ответственным, заранее беспокоится о правильном выполнении учебных заданий, говоря же в общем — становится более воспитанным.

Группы в «Каллиграфе» небольшие, поэтому в них применяется индивидуальный подход к каждому ребёнку, и результат занятий очень высокий. Об этом я могу говорить, как учёный и как профессор, который много лет читает лекции студентам и врачам. Я много лет входил в преподавательский состав Международной школы нейрореаниматологов, встречался как с российскими, так и с иностранными учёными, короткий период находился в Оксфорде. Хочу сказать, что у меня вызывает удивление, и даже поражает та высокая организация и эффективность, которой достиг «Каллиграфъ» в работе с почерком.


Учитель «Каллиграфа»

Хочу подчеркнуть, что учитель Татьяна Михайловна Леонтьева обладает большим педагогическим талантом, который, как я считаю, заложен у неё на генетическом уровне. Я тоже занимаюсь педагогической деятельностью и могу сказать, что приёмы, которые она использует в работе с детьми, научно оправданы и одновременно доступны детям. Т.М. Леонтьева использует эти педагогические приёмы грамотно, не затрагивая тонких научных механизмов, которые, конечно же, были бы детям и родителям непонятны. В то же время она старается доступно разъяснять, что её действия научно обусловлены.

На тех положениях, которые требуют повторения, Т.М. Леонтьева специально акцентирует внимание, повторяя их многократно. На примере своего внука, скажу, что для него оказалась очень полезной постоянная рекомендация Татьяны Михайловны о том, что дома нужно сначала выполнять самое трудное задание, а затем переходить к другим —  по мере снижения степени сложности. Известно, что ни одна система не развивается самостоятельно, это обязательно происходит в совокупности с другими системами. Схема работы «Каллиграфа» такова, что обучение каллиграфическому почерку происходит путём образования в головном мозге ребёнка мощной доминанты, формирующейся за счёт повторения процессов в рефлекторном круге с учётом обратной связи, которая выражается в почерке. И те истины, которые являются принципиально важными и которые ученику необходимо усвоить, повторяются педагогом в течение одного урока 10—20 раз.

Очевидно, что в основе психолого-педагогического подхода Леонтьевой лежат разработки выдающихся отечественных учёных Сеченова, Павлова, Ухтомского и Гальперина. Кора головного мозга на 90 процентов является воспринимающим, сенсорным органом, и педагог заставляет работать у ребёнка практически всю его многосенсорную систему. Прежде всего, задействован зрительный анализатор, который даёт человеку до 70—80 процентов информации. Кроме этого, во время занятий у детей в полной мере задействована слуховая сенсорная система и даже сенсорная система кожного покрова, когда педагог прикасается своей рукой к руке ученика и помогает ему соблюдать правильный режим письма и достигать отличного результата.

Среди учеников «Каллиграфа» есть дети с разными способностями, а некоторые из них перенесли более или менее серьёзные заболевания. Такие дети требуют особого, индивидуального подхода, и я отметил, что индивидуальный подход к особенностям каждого ребёнка здесь есть.


Пожелания «Каллиграфу»

Мне кажется, что на сегодня в Омске разорваны отдельно существующие службы для детей. Должна быть хорошая связь между детскими поликлиниками, лечебно-профилактическими учреждениями, детскими неврологическими и логопедическими центрами и «Каллиграфом». Функции «Каллиграфа» хорошо бы расширить, и эта задача стоит перед руководством центра. А вот задача взаимодействия детских служб — это задача общегородская, стоящая перед органами здравоохранения и образования.

Я хочу ещё раз побывать с внуком на занятиях «Каллиграфа», но уже не летом, а во время зимних каникул, чтобы с научной точки зрения посмотреть на сохранение достигнутого результата. Меня интересует работа долгосрочной памяти и эффективность курса на длительную перспективу. И в этом я, конечно же, хочу пожелать «Каллиграфу» дальнейших успехов!


Светлана Николаевна Фатьянова
КРАСИВЫЙ ПОЧЕРК У РЕБЁНКА – ЗАЛОГ ЕГО УСПЕШНОГО БУДУЩЕГО

Андрей Львович Трумуль
ПОЧЕРК ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЁТКИМ И ПОНЯТНЫМ

Николай Васильевич Соботюк
ЛЕНИВЫХ ДЕТЕЙ НЕТ

Андрей Андреевич Дробышев
ПОЧЕРК – ЭТО СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ

Эйприл Френч
ШКОЛА ПОСЛЕДНЕГО ВРЕМЕНИ В США

Иван Иванович Таскаев
ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ ТЕТРАДИ

Лоран Батиста
ЕСЛИ БУКВЫ ТРУДНО ПОНЯТЬ – ОЦЕНКИ НИЖЕ