И вдруг все ручки записали! (Юлия Медведева)
Ольга Владимировна Медведева, мама (Люберцы, Московская область):
Пока в первом классе дети писали медленно, почерк дочери был относительно красивым. Во втором классе объём письма увеличился, на уроках нужно было писать быстрее, и почерк стал заметно ухудшаться. Начала искажаться форма букв, у них появились хвосты и крючки, которых там не должно было быть.
Юля пишет левой рукой, тогда как все в нашей семье пишут правой. Поэтому подсказать ей, как писать правильно, мы не могли. В школе левшей как будто не замечают. Не объясняют, как нужно сидеть, как положить тетрадку, как держать ручку…
До второго класса дочь занималась большим теннисом, но там у неё тоже возникли проблемы из-за левой руки. Дело в том, что вся её группа была праворукой. Сначала тренер Юлину леворукость учитывал, но когда они стали тренироваться более профессионально, то её стали переучивать на правшу. Вся группа учится с одной руки подавать, а ей нужно с другой. Оказалось, что и в спорте порой не знают, что делать с левшой, поэтому теннисные занятия нам пришлось прекратить. Переключились на художественную школу, на рисование, пока не начались ковидные ограничения.
” В школе левшей как будто не замечают. Не объясняют, как нужно сидеть, как положить тетрадку, как держать ручку…
Когда Юля перешла в четвёртый класс, её почерк испортился окончательно. Я начала искать информацию в интернете, смотреть видео, читать статьи о том, как ребёнку-левше можно помочь. Наткнулась на видеозапись трансляции, в которой о решении проблем письма леворуких детей рассказывала Татьяна Михайловна Леонтьева.
Тогда я решила воспользоваться помощью этого авторитетного педагога, который может научить мою дочь качественному письму. Самой мне было трудно объяснить Юле, что так, как она пишет, писать не следует. Моего родительского авторитета не хватало, нужен был грамотный специалист с большим опытом. Это как тренер с спорте: он более серьёзен и строг, его роль — мотивировать ученика. У родителей роль другая — ободрить добрым словом, пожалеть своего ребёнка.
На онлайн-курсе «Коррекция почерка» меня особенно впечатлили упражнения по увеличению скорости нового почерка. После них письмо у Юлии пошло гораздо быстрей без ущерба для его качества. Занятия по улучшению почерка оказались полезными и для меня, немало ценного я почерпнула в области психологии достижения целей. Как взрослый человек, я могла по достоинству оценить воспитательные моменты уроков, которые можно было применить и в работе, и в личных отношениях. Было такое чувство, что многое из того, что говорила Татьяна Михайловна, было адресовано лично мне. Интересны были её примеры, которые она приводила из жизни своей прабабушки Натальи Моисеевны, ничего не делающей просто так, без цели.
” Моего родительского авторитета не хватало, нужен был грамотный специалист с большим опытом.
Дочери было полезно развитие ответственности и целеустремлённости, хотя психологическая часть курса воздействовала на неё меньше, чем на меня, у Юлии с этим были трудности. Она такой творческий человек: если что-то тяжело ей даётся, когда что-то у неё не получается, то она может в чувствах разорвать лист, кинуть ручку…
Одной из проблем у дочери была такая: ей никак не удавалось расслабить пишущую руку. Она её так напрягала, сильно сжимая ручку, что рука болела. Эту задачу мы решали вместе с Татьяной Михайловной на протяжении всего летнего курса: учились правильно сидеть, ровно держать спину и плечи, делать специальные упражнения. Боль в руках из-за чрезмерного напряжения наблюдалась у дочери и раньше. Во время музыкальных занятий на гипертонус рук обращала внимание её учитель музыки. Кстати, при письме у меня самой такая же трудность: я крепко держу ручку и быстро устаю.
” Меня особенно впечатлили упражнения по увеличению скорости нового почерка.
К сожалению, необходимое закрепление было сделано Юлей летом не до конца, и осенью мы с ней решили продолжить занятия на следующем курсе — «Поддержка почерка». Теоретически нам уже было понятно, как расслабить руку при письме. Очень хорошо, что между двумя курсами был промежуток времени, когда мы более глубоко осмыслили рекомендации Татьяны Михайловны о том, что делать, чтобы пишущая рука не болела. И вот на практике от занятия к занятию эта проблема всё уменьшалась, пока не исчезла совсем.
Наконец, расскажу об одной интересной загадке. Во время выполнения домашних работ все Юлины ручки неожиданно переставали писать. Ручек у нас было много, часть из них мы купили по рекомендации «Каллиграфа» ещё до курса. Они были разных производителей, с различными стержнями, дешёвые и дорогие. Но как только нужно было делать домашнюю работу — ни одна из них не писала… Я даже сделала фото нескольких страниц, где видно, что текст на них не написан, а выцарапан. И только Татьяна Михайловна догадалась, в чём было дело. Оказывается, от волнения при письме руки девочки сильно потели. При этом на тетрадной бумаге оставались невидимые следы, которые и мешали всем ручкам писать. И когда она во время письма перестала нервничать и успокоилась, проблема решилась. Свершилось чудо, и вдруг все ручки записали!