Изящных букв летящий ряд («Времена года»)


Раньше красивый, аккуратный почерк на Руси был в большой цене. Чиновник, обладающий усердием в службе и красиво пишущий, мог сделать приличную карьеру. Уроки чистописания были обязательными в царском лицее. 

До 1968 года в советских школах существовал метод отрывного письма, ученики писали перьями в мелко разлинованных тетрадях и в первые полгода обучения — только карандашами. В 1968 году прошла реформа школы, уроки чистописания отменили, правда, требования учителей к почерку своих учеников не изменились. За небрежный почерк часто снижаются оценки не только в школе. Даже сегодня в приёмных комиссиях вузов сочинения с неразборчивым почерком вообще могут не рассматриваться. Так что проблемный почерк — стресс для детей и родителей.

Однако выход из этой ситуации есть: вот уже три года в Омске существует авторская программа коррекции почерка «Каллиграфъ». Автор её — Татьяна Михайловна Леонтьева. Программа появилась случайно. Будучи учителем начальных классов, Татьяна Михайловна получила от знакомых «социальный заказ» — позаниматься с их ребёнком чистописанием. Долгие часы, проведенные в библиотеке, плюс свои наработки — так появился «Каллиграфъ».

Татьяна Михайловна видела недостатки школьной программы и пошла от обратного. Сейчас в школе почти не объясняют, как рисовать букву. Безотрывное письмо, которое дается в современной школе, — это высшая стадия письма. Ребёнок еще не готов к этому. Выписывание букв — это мелкие и сложные движения. Нужно вложить ребёнку ручку в руку, показать, как правильно её держать. На занятиях «Каллиграфа» дети сначала рисуют наклонные палочки, затем основные детали букв. На первых порах письмо только отрывное. Написание буквы происходит с несколькими остановками. Работают в специальных прописях, в них авторская разлиновка. Ребёнок видит грань и старается за эту грань не выходить. Все буквы алфавита собраны в группы: овал, не овал, буквы с перекладинкой, «королева и её родственники» и т.д. Это облегчает труд ребёнка, ибо ассоциация — это высшая форма запоминания. Ребёнок вспоминает, из какой группы буква, какие ещё есть буквы в этой группе, в чем их общий элемент при написании и, наконец, как эта буква пишется.

Практика показывает, что за 15 — 20 часов занятий почерк ребёнка превращается просто в образец каллиграфии. Сначала проходит тестирование, где буквально по нескольким написанным строчкам выявляются недостатки почерка. Как утверждает автор программы, почерк — это не только что-то материальное, это, скорее, выражение личности. Есть такие понятия, как смирение и гордыня, так вот в почерке тоже проявляются эти духовные качества.


© «Времена года» 25 ноября 1999 г.