Каллиграфия — зеркало души? («Дамский альбом»)


У Татьяны Михайловны Леонтьевой необычная профессия. Она занимается исправлением почерка у детей и взрослых.

Почерк — наша «визитная карточка». Он может рассказать о своём хозяине абсолютно всё. И даже непрофессионал без труда составит своё мнение о человеке только по... почерку.

Чему учат в школе?

Десять лет работы учителем начальных классов привели Татьяну Михайловну к печальным выводам:

«В наших школах не уделяется должного внимания каллиграфии, — считает она. — Существующая методика обучения письму не учитывает психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Поэтому большинство учителей используют в работе старый рецепт — «делай как я».

После революции, вплоть до 1968 года, в советских школах существовали уроки чистописания. Ученики 1-го, 2-го, 3-го классов в специально разлинованных в косую линейку тетрадях отрабатывали навыки красивого письма. Внимание обращалось на такие мелочи, как толщина пера, нажим, и даже качество чернил. Без этих составляющих хороший почерк немыслим.

В 1968 году ученым мужам из Академии педагогических наук пришла в голову мысль отменить уроки чистописания. Дескать, дети, уделяя много внимания красивому аккуратному почерку, медленно пишут. И отменили. И пожинаем плоды, в числе которых, например, и безобразно исписанные карточки с историями болезней в наших поликлиниках. Каждый раз, пытаясь разобрать каракули эскулапов, задаешься вопросом: что скрывается за неразборчивым почерком — некомпетентность врача или элементарная безграмотность?

Программа «Каллиграфъ»

Все открытия случаются по ошибке. Вот и своё Татьяна Михайловна сделала совершенно случайно. Три года назад... Как-то знакомые попросили её подтянуть по чистописанию их дочь: уж очень у девочки почерк был некрасивый. Порывшись в своих старых записях, поработав в библиотеке, Татьяна Михайловна подобрала необходимый материал, и положительный результат не заставил себя долго ждать. Уже после десятого занятия почерк у девочки изменился в лучшую сторону. Так родилась программа «Каллиграфъ». А вскоре была создана и пропись для коррекции почерка. В этих прописях пишут ребятишки, которые занимаются с Татьяной Михайловной в детском саду № 98.

Со своей программой коррекции почерка Татьяна Михайловна готовится в аспирантуру педагогического университета. Она надеется на поддержку коллег. «Моя программа, — говорит Татьяна Михайловна, — существует не для того, чтобы исправлять ошибки учителей, а для того, чтобы все дети с первого класса писали красиво и аккуратно».

  Хорошему педагогу времени хватает на всё: и на добротный уровень преподавания, и на воспитательный процесс, и на чистописание. Главное — видеть перед собой цель: что ты хочешь получить в результате работы. Важно вовремя понять: через твои руки проходит будущее страны. И от того, каким оно будет, зависит наша старость, наше благосостояние.

Можно ли исправить свой почерк?

Татьяна Михайловна считает, что даже самый неразборчивый или размашистый почерк за 20—25 занятий можно превратить, в образец каллиграфического искусства, а ещё — измениться самому в лучшую сторону.

Все зависит от возраста и от уровня сложности проблемы с почерком — насколько серьезно он «изуродован».

Например, 10—15-летнему школьнику хватает 15—20 занятий, а 6—8-летним ребятишкам — 20—25. В силу своего возраста младшие школьники обладают повышенной утомляемостью, и после 15 минут работы они моментально переключаются на другой вид деятельности.

Взрослый человек тоже может исправить свой почерк. У Татьяны, Михайловны был случай в практике, когда мама села за парту вместе с дочкой и добилась неожиданных для себя результатов.

С чего начинается красивый почерк?

С чего начинается работа над исправлением почерка? Конечно, с анализа. Каждый ребёнок отвечает на вопрос: «Почему мне не нравится мой почерк?». Потому что буквы «скачут» или наклон письма в левую сторону...

Второй вопрос — что надо делать? «Я не волшебница, и даже не учусь, — говорит Татьяна Михайловна. — Дети сами исправляют свой почерк. Как? Мы выполняем упражнения в специально разработанных прописях, разбираем буквы по элементам, фиксируем внимание на проблемных местах. Я пытаюсь прививать детям аккуратность и педантичность, умение видеть каждую мелочь в своей работе. На занятиях развивается мышление и речь. Во-первых, мы проговариваем каждый элемент изучаемой буквы. Ведь процесс письма очень сложен: мы пишем не рукой, а головой. И важно, чтобы верная информация навсегда осталась в памяти ребёнка. Во-вторых, в моей прописи нет таких убогих выражений, как «Мама мыла раму». Мы пишем пословицы, поговорки, афоризмы, цитаты из Библии. Я стараюсь показать детям красоту слова и убедить, что красивое содержание достойно красивой формы. Почерк должен быть так же красив, как смысл тех слов, что дети пишут в своих тетрадях! Для упражнений я часто беру цитаты из произведений Гоголя, потому что считаю его непревзойдённым художником слова».

Дети — вот самое надёжное и выгодное капиталовложение. И чем больше заботы и внимания мы уделяем им сегодня, тем оптимистичнее будем смотреть в будущее».

Какой ручкой писать?

Помимо отсутствующей методики обучения письму головную боль у Татьяны Михайловны вызывают ручки. Отечественные и импортные, гелевые и шариковые, гладкие и рифлёные... Как выбрать среди десятков вариантов одну — лёгкую, удобную и относительно недорогую?

«Прерывающаяся паста в стержне или мажущая просто непозволительны при обучении письму, — говорит Татьяна Михайловна. — Ребёнок будет сосредоточен не на процессе написания, а на собственной ручке. Гелевый стержень пишет мягче шарикового, но рекомендуется детям с большим опытом письма (5—6 лет).

Не покупайте детям одноразовые китайские ручки, потому что ребёнок будет «зациклен» на одной проблеме: как удержать в руках тонкий и скользкий корпус орудия труда.

Ручка должна быть легкой и рифлёной, чтобы пальцы не скользили, а шарик не был заметен при работе».

Самое время подумать о будущем

«Многие учителя жалуются на нехватку времени, — говорит Татьяна Михайловна, — мол, материал урока не успеваем выдать, а тут еще каллиграфия. Я думаю, что хорошему педагогу времени хватает на всё: и на добротный уровень преподавания, и на воспитательный процесс, и на чистописание. Главное — видеть перед собой цель: что ты хочешь получить в результате работы. Важно вовремя понять: через твои руки проходит будущее страны. И от того, каким оно будет, зависит наша старость, наше благосостояние. Дети — вот самое надёжное и выгодное капиталовложение. И чем больше заботы и внимания мы уделяем им сегодня, тем оптимистичнее будем смотреть в будущее».


© Оксана Дубонос «Дамский альбом» 28 мая 1999 г.