Наше «Я» в письме («Я такая»)


Когда же я в последний раз брала в руки ручку?.. Кажется, когда писала заявление на отпуск. Боже, ни одной знакомой буквы! Все какие-то кривые, косые... Не мои, в общем. В школьные годы почерк был куда красивее, особенно на фоне рукописей одноклассников. Скажем прямо: современная система образования перестала уделять чистописанию должное внимание. Настоящим спасательным кругом для многих детей и их родителей стали Татьяна Михайловна Леонтьева и её авторский курс коррекции почерка «Каллиграфъ».

Первый опыт

С одной стороны — династическая традиция идти в педагогику, с другой — ей хотелось на сцену. Сначала петь, но частые простуды быстро отбили охоту. Тогда мечта нашла своё воплощение в получении, кроме педагогического, еще и режиссёрского образования. Но обо всём по порядку.

В 1996 году, когда зарплаты учителя начальных классов не хватало, а мужу надо было окончить университет, Татьяна Михайловна пустилась в свободное плавание репетиторства. И вот однажды к ней обратились с просьбой помочь подправить почерк, за который способному ученику снижали в школе оценки. Сделать это предстояло в короткий срок. Пришлось погрузиться в литературу, засесть в библиотеки, и через 10 занятий нужный результат был достигнут.

— Это в большей степени успех ребёнка, — признаётся сегодня Татьяна Михайловна, — так как специально разработанного курса тогда ещё не было. Но тот случай подтолкнул к развитию в этом направлении. После реформы образования 1968 года о каллиграфии (искусстве красивого и чёткого письма) на уроках забыли совсем, но требования к почерку остались. Так дети и их родители стали заложниками новой системы. Моя задача — помочь решить их проблемы.

Всё дело в гормонах?

Сегодня, спустя 13 лет, в «Каллиграфъ» приезжают за новым почерком не только из соседних регионов, но и из других стран. Потому что аналогов в мире просто нет. В 2003 году курс Татьяны Михайловны получил официальное признание Российского агентства по патентам и товарным знакам. Высокая результативность программы — в самом подходе к процессу. Он строится на добровольных началах и семейных ценностях, потому что главное условие успеха — желание ребёнка и помощь со стороны родителей. 

— Был такой забавный случай, — вспоминает педагог. — Одна мама, бухгалтер по профессии, ходила на занятия вместе с сыном и просила его проговаривать вслух всё, что он делает. В итоге когда пришла в банк, чтобы получить зарплату на сотрудников, заполнила бланки и удивилась своему новому красивому почерку. В банке тоже удивились… и не смогли выдать деньги, потому как возникли трудности с идентификацией личности.

В «Каллиграфъ» приезжают за новым почерком не только из соседних регионов, но и из других стран. Потому что аналогов в мире просто нет.

Графологи уже давно выявили прямую зависимость почерка от характера человека. Татьяна Михайловна в своё время тоже этим интересовалась и теперь активно использует полученные знания в своей работе. Например, если буквы скачут в строчке, то у ребёнка переменчивое настроение, если уходят вверх — он в хорошем расположении духа, а если вниз — его что-то беспокоит. Наклон тоже может рассказать о многом. Когда почерк заваливается налево, то у его носителя на всё есть своё мнение, его сложно в чем-либо переубедить. Такие «знания-маячки» позволяют найти правильный подход к каждому в обучении.

Пол, между прочим, тоже накладывает отпечаток. К примеру, красивый почерк чаще всего встречается у слабой половины. Секрет кроется во врождённом «гормоне ответственности», считает педагог и приводит показательный пример: «Что делает с куклой девочка? Она сразу проявляет материнские чувства: пеленает, убаюкивает. А мальчик? Откручивает ей руки, ноги, голову. В учёбе этот гормон проявляется не меньше: девочки более старательны и усидчивы».

Почерк новой жизни

Коррекция письма ни в коем случае не лишает индивидуальности, но, безусловно, меняет восприятие личности окружающими. Эта визитная карточка скажет о человеке больше, чем его слова. После окончания курса родители, да и сам педагог, замечали изменения, которые происходили с детьми:

— Помимо красивого почерка, упорядочивается внутренний мир ребёнка, — рассказывает Татьяна Михайловна. – Всё укладывается по полочкам. Он учится трудолюбию, умению преодолевать трудности и добиваться успеха. Знаете, какой у нас слоган? «Каллиграфъ» — почерк новой жизни!». Дети быстрее взрослеют, так как на занятиях мы пишем высказывания великих людей, пословицы и поговорки, которые подталкивают их рассуждать о самых разных вещах.

Удивительно, но наше «я» выражается в том, как мы пишем, и исправить внутреннее ego может как левша, так и правша, причем невзирая на возраст. Только есть ли надобность? Лично мне казалось, что бытовая сторона каллиграфии уйдет в забытье с появлением в повседневной жизни компьютеров, ноутбуков, КПК, диктофонов и ещё чего-нибудь, о чём мы пока не догадываемся. Согласитесь, куда проще отправить электронное сообщение, купить открытку с готовым поздравлением, а речь для выступления набрать и распечатать.

— Только в школах и на вступительных экзаменах по-прежнему пишут от руки, — возражает Татьяна Михайловна. — С появлением, скажем, электрической зубной щетки от обычной ведь мало кто отказался, правда? Здесь то же самое.

В общем, человек ещё долго не выпустит из рук своих различные орудия письма, поэтому работы у нашей героини — поле непаханое…


© Марина Богдашина, «Я такая» № 5 (106) сентябрь-октябрь 2009 г.