Обыкновенное чудо («Дамский альбом»)


От редакции

В одном из предыдущих номеров «Дамского альбома» мы рассказали об уникальной программе коррекции почерка «Каллиграфъ». Её автор — Татьяна Михайловна Леонтьева — разработала настоящие «чудо-прописи», в которых ребятишки занимаются чистописанием. Результаты впечатляют! Уже через 15 — 20 уроков даже самый нечитаемый почерк превращается в образец каллиграфического искусства. Судя по многочисленным звонкам в редакцию, программа очень заинтересовала наших читателей. И в этом номере мы решили рассказать о ней подробнее.

Вечные вопросы

Я всегда завидовала своей прабабушке — Марфе Фёдоровне. Она училась в настоящей классической гимназии, где предмет каллиграфии считался одним из самых важных, наряду с греческим и латынью. Лучшие находки дореволюционной педагогики канули в Лету с Великим Октябрём. С тех пор, наверное, уже не одно поколение родителей бьётся над «вечными вопросами»: почему у их драгоценных чад отвратительный почерк, почему ручку они (чада) держат как отбойный молоток, а письмо становится для них пыткой? Эти вопросы отпали бы сами собой, если бы школьная программа расщедрилась на уроки чистописания. Отсутствие оных — самая серьёзная проблема начальной школы на сегодняшний день.

О будущей карьере своих воспитанников учителя заботятся с младых ногтей. Английский и использование компьютера органично влились в расписание первоклашек. А вот уроки чистописания, на которых ребёнок должен учиться красивому, аккуратному письму, оттачивая в прописях соединения, наклон, размер букв, остались за бортом. Наших детей никто не убедил, что чёткий, разборчивый почерк — это тоже неотъемлемая составляющая блестящей карьеры, а его обладатель невольно вызывает у окружающих уважение и восхищение.

Свет в конце тоннеля

В обучении ребёнка письму есть свои камни преткновения. Первый — неподготовленность руки к работе, второй — методика безотрывного письма, которой до сих пор пользуются учителя начальных классов. Следуя ей, например, слово из пяти (!) букв надо писать, не отрывая пера от бумаги. Хотите результат? Зажатая рука, судорожно сжимающая корпус орудия труда, медленный темп письма и быстрая утомляемость.

Если праворукого ребенка по этой методике худо-бедно можно научить писать, то с левшами ни в педагогических училищах, ни в институте будущих педагогов работать не учат. В последнее время психологи вынуждены были согласиться с тем, что леворуким детям надо писать, только отрывая перо от бумаги.

Татьяна Михайловна Леонтьева считает, что вопреки навязываемому в школах безотрывному письму, спасти почерк может только отрывное письмо. Рука должна отдыхать, буквы должны «дышать», ребёнок должен писать легко, красиво и аккуратно.

Именно так пишут дети на её занятиях в детском саду № 98. Мне удалось побывать на одном из них, субботнем. Татьяна Михайловна занималась с теми, кто уже освоил курс «Каллиграфа». В течение целого года совершенно бесплатно эти ребятишки приходят на урок, чтобы закрепить полученные в течение 15 — 20 часов навыки.

Маленькие волшебники

В просторной светлой комнате за столами расположились и второклассники, и девятиклассники. В жару из разных концов города приезжают они сюда, чтобы позаниматься с Татьяной Михайловной.

«Мне здесь очень нравится! — громче всех кричит Дима Сучков, ученик теперь уже 9-го класса школы № 58. — Знаете, как я раньше писал? Вы бы с лупой ничего не разобрали. А теперь вот — полюбуйтесь! Всех учителей первого сентября удивлю». Я рассматриваю тетрадку, исписанную ровным чётким почерком, которую Дима с гордостью кладёт передо мной. Действительно удивит.

«А я тетрадки свои полюбил, — мечтательно произнес Димин сосед Илья. — Не поверите, как всё-таки приятно читать написанное красивым почерком. На меня даже учителя по-другому смотреть стали. И одноклассникам моим, которые как курица лапой пишут, советуют: «А ты позвони туда, где Илью научили хорошо писать!».

Винокурова Танечка учится в 84-ой школе, в новом учебном году она пойдёт в 9-й класс: «Каллиграфический почерк был для меня недосягаемой мечтой. Писала я в общем-то разборчиво, но некрасиво — не нравились мне мои закорючки! И мама привела меня к Татьяне Михайловне. На первых порах пришлось много поработать: первое домашнее задание я делала 4 часа! Зато потом — легко, без напряжения, одним росчерком пера! Видели?». Танюшка несет свою тетрадку — и впрямь: одним росчерком.

Самая маленькая ученица — второклассница Алексеева Настя учится в 147-ой школе. Когда я поинтересовалась, не хочется ли ей с подружками погулять, вместо того, чтобы над тетрадкой корпеть, Настя осуждающе посмотрела на меня: «Нисколечко! Посмотрите, какие у меня буковки выходят!». И мне стало совестно за свой нелепый вопрос.


© Оксана Дубонос, «Дамский альбом» 5 августа 1999 г.