НАШЕ НЕВИДИМОЕ ОРУЖИЕ
Точность и уверенность движений. Развитая мелкая моторика. Сосредоточенность на том, что делаешь в данный момент. Все эти качества важны не только для красивого письма, но и для спортивных единоборств. О том, как помогает школьнику отличный почерк, мы рассказываем на других страницах нашего сайта, а сейчас представляем рассказ человека, посвятившего себя обучению детей и взрослых израильской системе самообороны «Крав-Мага» в Омске. Надеемся, что эта история будет интересна всем друзьям «Каллиграфа».
Андрей Иванович Федонькин
Инструктор израильской системы тактической самозащиты «Крав-Мага» в Омске.
Коротко о себе
В начале спортивной карьеры я занимался каратэ, армейским рукопашным боем и панкратионом. На сегодняшний день у меня по каратэ — чёрный пояс, третий дан. По армейскому рукопашному бою я мастер спорта России. По панкратиону — тоже мастер спорта и двукратный чемпион России. У нас в Омске проходит Всероссийский турнир имени Героя СССР Николая Чепика: туда съезжалось до 300 человек со всей страны. В своё время я там выступал, 75 кг, становился двукратным чемпионом.
Постепенно, по мере тренировок, я стал преподавать детям. Сначала это было каратэ, где воспитал из «своих» детей четырёх мастеров по каратэ-до: чёрный пояс, первый дан, стиль «Сетокан». Сейчас я учу детей и взрослых защищаться от нападения на улице, в транспорте, в лифте, подъезде и т.п. с помощью израильской системы самообороны «Крав-Мага».
Детство в Омске
Родился я 13 ноября 1978 года в городе Омске, в роддоме около Ленинского рынка. Детство до пятнадцати лет у меня прошло в привокзальном посёлке. В 1980-х годах мы жили на улице Мануильского, в доме 21. Там была группа детей — человек 10, я среди них был самым маленьким. Дружили, много играли, бегали, гонялись друг за другом, иногда дрались «двор на двор», как это было в то время принято. Мне тогда доставалось больше и чаще всех.
Мы всегда ходили группой, что — как я сейчас думаю — очень правильно делали. Тогда Омск был весь в зелени, много деревьев и цветов, было очень красиво. Если шли куда-нибудь на стройку, то шли группой. Но обычно постоянно находились на своей улице. Потому что если ты заходишь на другую улицу, т.е. оказываешься на чужой территории, то можешь получить от местных. Те сразу спрашивали: «Ты с какого района? «Сталинский» или «ленинский»?». Если «ленинский» паренёк ненароком попадал в «сталинский» район, то мог услышать: «Эй, ты! А ну, иди сюда!». Если пытался убегать, то его ловили и били. Меня — нет, но были у нас ребята, которые попадали в такие истории. Сейчас понятно, что в то время нас подстерегали и более серьёзные опасности. Но мы тогда многого не знали из того, что знаем сейчас, поэтому особо не боялись.
Потом наша семья переехала на улицу Кирова, в район Рабочих улиц. Отец долго работал фрезеровщиком на 51-м заводе и получил от него в 9-этажном доме 3-комнатную квартиру. Это было начало 1990-х, когда в городе появилось много наркотиков. Молодёжь тусовалась на улицах, во дворах, в подвалах, на чердаках…
” Я поменял несколько школ и не понаслышке знаю, что такое улица и уличные группировки. К сожалению, на улице часто уважают только силу. Почему я стал сильным? Потому что в детстве меня много обижали.
Омские школы
В школу я пошёл с шести лет и ещё застал знаменитые раскладные парты, сделанные в СССР. Несмотря на то, что мама занималась со мной дома чистописанием, почерк был не очень разборчивым, да я и к этому тогда и не стремился.
Вообще учёба мне давалась трудно. Сначала учился в 62-й школе, потом была 87-я, за ней — 138-я и 142-я. Из-за смены школ тяжело было учиться: каждый раз другие учителя, другие ребята. Там были одни хулиганы, здесь другие. Доставалось мне от них постоянно.
Рисование и лепка
Интерес к письму пришёл поздно, когда я уже стал старшеклассником, и начался он с рисования. Видимо, этот дар мне передался от мамы: она всегда хорошо рисовала.
В восьмом классе, сидя на задней парте, я делал в тетрадях разные рисунки. Сначала рисовал роботов, потом — космос. Затем дома начал лепить фигуры из пластилина: вылепил большого рыцаря и мотоциклиста. Эти работы увидела мама, отнесла в детскую школу искусств № 1 на Иртышской набережной, и меня туда взяли. Получилось так, что после окончания общеобразовательной школы я поступил в механико-технологический техникум (ОМТТ) и потом ещё 2 года параллельно учился в «художке».
”Интерес к письму пришёл поздно, когда я уже стал старшеклассником, и начался он с рисования.
Оформление конспектов
В техникуме я учился с удовольствием. Это была середина 1990-х, и с моим товарищем Женей Ручкиным мы тогда вместе писали конспекты. Для этого покупали ручки с разными пастами — синей, чёрной, красной, зелёной, и если в тексте надо было что-то выделить, то делали это другим цветом. Я многому у Жени научился, он был аккуратным и писал очень красивым почерком. И меня это тоже «зацепило». До этого я писал быстро и непонятно, а хотелось — разборчиво и красиво.
Стал стараться оформлять конспекты так, чтобы ими было удобно пользоваться. Потом это вошло в хорошую привычку и очень помогло в институте и в работе. Лист бумаги делился таким образом, что на одной стороне располагался рукописный текст, а на другой было место для разных замечаний, дополнений и рисунков.
Польза письма от руки
На своей работе я стал преподавателем и методистом, и мне приходилось записывать вручную очень много учебного материала. Ведь специалисты, которые приезжали нас учить, как правило, не разрешали фото- и видеосъёмку своих занятий. Однако всегда разрешали вести конспекты и писать от руки. Поэтому после каждого семинара у меня оставалось по 60 — 70 исписанных листов бумаги. К примеру, когда я проходил инструкторский курс «Крав-Мага» в Москве, то он длился 22 дня, по 12 часов каждый день плюс 2 экзамена.
”Письменная работа, во-первых, хорошо упорядочивает информацию. И, во-вторых, сама информация, записанная рукой, запоминается гораздо лучше.
Мои рабочие инструменты — планшет, пачка бумаги и ручка. Порядок работы следующий: когда специалист объясняет — я быстро записываю, надо отработать приём — иду отрабатывать, потом опять сажусь, чтобы быстро законспектировать и зарисовать этот приём. Если торопился и писал в этих материалах неразборчиво, то позже переписывал их на чистовую, а при необходимости — сканировал или перепечатывал на компьютере. Объём писанины большой, но оказалось, что после переписываний вручную я намного лучше запоминаю информацию. И ещё я часто рисую. Порой бывает сложно описать какой-то приём словами, и мне проще нарисовать его от руки. Если появляется картинка, то я хорошо понимаю, что и как происходит.
Получается, что от письма двойная польза. Письменная работа, во-первых, хорошо упорядочивает информацию. И, во-вторых, сама информация, записанная рукой, запоминается гораздо лучше.
Работа, спорт, учёба
Я много лет работал в спецкоманде Омского отряда ведомственной охраны. Нашей задачей было обеспечение безопасности на железной дороге. Там были и засады, и погони. Всё это очень серьёзно, с оружием. Когда студентом был — тоже работал в охране. И уже тогда было понятно, что спорт — это когда ты готовишься к соревнованиям, а для жизни нужно было знать ещё и самооборону.
В Москве я прошёл инструкторские курсы у авторов системы «Самооборона 100%» Макса Степанова и Олега Майорова. Оба они — кандидаты педагогических наук, пишут книги на тему самозащиты, являются экспертами «Первого канала» в рубрике «Самооборона». У них я именно по этому направлению учился 4 курса. Захотел развиваться дальше и нашёл израильскую систему тактической самозащиты «Крав-Мага».
” «Крав-Мага» отличается от других единоборств тем, что мы не к соревнованиям готовим, а готовим к реальной жизни, готовим к улице. На улице могут и оскорбить, и напасть.
В 2010-м году в Новосибирске я познакомился с директором Российского отделения «Крав-Мага» по Сибири и Дальнему Востоку, экспертом 4-го уровня Павлом Евгеньевичем Зуевым. Стал ездить к нему в Новосибирск и в 2014-м году прошёл инструкторский курс для граждан. В «Крав-Мага» есть и другие курсы: для военных, для полиции, женский, детский.
После окончания «Инструкторского курса» в Москве прошёл «Детский курс» в Израиле. Нас была большая команда: приехали из Москвы, Питера и Новосибирска и учились в Тель-Авиве. Я очень хотел пройти этот курс, поскольку опыт у меня был большой — 18 лет, начиная от работы с детьми в каратэ. Жили мы в Нетании, каждый день на автобусе ездили в пригород Тель-Авива. Сначала нам преподавал израильский мастер «Крав-Мага» Кохен Зеев. Потом был «Полицейский курс» для работников полиции и охраны правопорядка, подготовка для работы патрульно-постовой службы и оперативных сотрудников, которые ловят преступников. Приезжал израильский эксперт 4 уровня Илья Дунский и проводил курс для российских инструкторов. Там была учёба по применению спецсредств — палки, газового баллончика, наручников и пистолета. Были и ночные стрельбы, стреляли в темноте с фонариками.
Ещё один курс по тактическому ведению боя был в Санкт-Петербурге. Известно, что есть спортсмены — боксёры, каратисты, борцы, — которые, к сожалению, иногда сами становятся преступниками. Свои навыки они используют не для защиты, а при нападениях, грабежах, разбоях и т.п. Для противостояния этим нарушителям закона нужно знать рукопашный бой, который применяется специально против таких «спортсменов». Там есть травмирующие техники, позволяющие справиться с агрессивным и более сильным противником, с вооружённым преступником, и даже с целой группой.
Вот так я изучил и гражданский, и детский, и полицейский, и тактический курсы.
Детская «Крав-Мага»: безопасность и самооборона
Сейчас главное направление моей работы — обучение безопасности и самообороне, прежде всего — обучение детей. Важные темы безопасности в детском «Крав-Мага»: ребёнок дома, ребёнок в подъезде, ребёнок во дворе, ребёнок в городе, ребёнок за городом.
В последнее время я ещё добавил 2 темы: ребёнок в другом городе и ребёнок за границей. Бывают нападения на детей, или ребёнка похищают, или дети пропадают. Этому надо учить не только детей, но и взрослых тоже: что им делать в таких ситуациях? Так, у родителей обязательно должна быть с собой фотография ребёнка — и не одна, чтобы максимально быстро обратиться в полицию. Надо понимать, что в некоторых странах можно и чего нельзя делать родителям. Например, если в какой-то стране папа по привычке даст ребёнку подзатыльник, а это увидят местные жители, то у такого папы будут большие проблемы — и эти вещи надо знать. Мы, как специалисты по детской безопасности, должны рассказывать об этом и детям, и родителям.
На занятиях «Крав-Мага» ребёнок начинает понимать, какие виды проблем у него могут быть. К примеру, его может атаковать не только сверстник, но и хулиган-старшеклассник или взрослый человек — неадекватный, пьяный и т.п. Мы объясняем детям, какие виды защиты можно применить в каждом таком случае. Ребята должны знать технику противодействия, чтобы не травмировать себя. Они должны учитывать степень угрозы и правильно оценивать ситуацию: когда можно обойтись переговорами и не применять кулаки, а когда приходится быть физически более активным. Они должны уметь принимать правильное решение и правильно действовать.
” Специфика «Крав-Мага» — это защита от захватов, от ударов, от удушения, от похищения. Мы учим детей, как себя вести, как ходить, что говорить, что кричать. Чтобы в критической ситуации они не растерялись и знали, что делать.
Вообще программа настолько тщательно и методически расписана, что позволяет начать занятия с 5-летним ребёнком. Ребёнок начинает проходить детский курс «Крав-Мага» — там 5 ступеней, подрос — ещё 5 ступеней. И с каждой новой ступенью курс всё усложняется и усложняется. Исполнилось 18 лет — ученик переходит во взрослую группу, там следующие 5 ступеней… Но фундамент программы — единый.
Как правило, когда маленький ребёнок приходит на первые тренировки, у него нет усидчивости, он постоянно перебивает инструктора, у него «хромает» дисциплина. Я провожу с детьми много бесед, и такое воспитание идёт параллельно с тренировками. Говорю им, «что такое хорошо и что такое плохо», как делать нельзя и как можно. Как мой тренер воспитывал меня, так и я воспитываю своих учеников. Родители поражаются, откуда у меня столько терпения. Но ведь я 21 год подряд занимаюсь с детьми.
Если у ребёнка нет физической нагрузки, если он не занимается спортом, то у него накапливается агрессия. Дома и в школе он зажат, у него нет возможности «разрядиться», потому что дома «не бегай», в школе «не кричи, сядь, помолчи». Поэтому детям необходимы физические тренировки и сброс агрессии. И когда мальчик по макиваре побьёт, кричалочку покричит, то потом выдыхает облегчённо: «Уффффф! Всё…».
Игра в реальность
Специфика «Крав-Мага» — это защита от захватов, от ударов, от удушения, от похищения. Мы учим детей, как себя вести, как ходить, что говорить, что кричать. Чтобы в критической ситуации они не растерялись и знали, что делать.
Дети должны знать, что в момент преступного нападения на них им можно кричать, кусаться, царапаться. Для этого мы наблюдаем за поведением животных:
— Ребята, как вы понимаете, что собака агрессивна?
— Она лает… Она рычит…
— Правильно. Почему ёжика трудно взять в руки?
— Потому что он сворачивается в клубок… Потому что у него колючие иголки…
В «Крав-Мага» есть такое противоречие: мы должны максимально приблизить учёбу к реальной ситуации, но без физических или психологических травм. Поэтому обучение детей идёт у нас через игру. Игры каждый раз новые, иногда я сам придумываю разные лабиринты, догонялки с «ножом» — детям это очень нравится.
” Когда ребёнок привыкает заниматься в физическом и психологическом напряжении, то в стрессовой ситуации будет готов действовать правильно.
Идём от простого к сложному. Сначала изучаем базовую технику. Постепенно техника усложняется, с каждым разом появляется всё больше комбинаций. Как я говорю детям: «Мы надеваем на себя невидимый защитный жилет». Дети становятся физически активными, стрессоустойчивыми. Когда ребёнок привыкает заниматься в физическом и психологическом напряжении, то в стрессовой ситуации будет готов действовать правильно. Ему, конечно, тоже будет страшно, но не так, как могло бы быть без подготовки. У него не будет оцепенения от ужаса.
«Деньги есть?.. Дай газировку!»
Ситуации с детьми на улице происходят разные. Одна из самых безобидных: наш ученик вместе со своим другом вышли из «KFC» с газировкой в руках. К ним приближаются трое незнакомых ребят. Двое из них остались стоять, третий подходит близко:
— Деньги есть?.. Дай газировку!
— А чё ты?
— Ничё!
Разговор идёт на повышенных тонах. Наш ученик показал, что он уверен в себе. И не в грубой форме, а в форме твёрдого и уверенного отказа. И…
И продолжения не было. Тот третий просто ушёл в сторону — и всё. Ученик пришёл на занятие, рассказывает, довольный:
— Андрей Иванович, даже без драки обошлось!
— Вот и хорошо.
«Я не хочу жить»
К нам обратилась мама мальчика: он хочет покончить жизнь самоубийством. Стали с ней разбираться, что же случилось. Оказывается, её сын учится в училище и параллельно работает ди-джеем. Парень по характеру мягкий, любит музыку, ему нравится ярко одеваться. А в училище атмосфера полукриминальная, там своя субкультура: все «реальные пацаны» ходят только в сером и чёрном. И он со своей творческой личностью, коралловой футболкой и серёжкой в ухе туда совершенно «не вписывается». Его обзывают по-всякому и затравили до такой степени, что он пришёл к матери и сказал: «Я не хочу жить».
Парень начал ходить к нам в «Крав-Мага». Мы с ним месяц занимались индивидуально. Я буквально чертил ему схему, где он должен сидеть в классе. Говорил, какую причёску и какую одежду ему надо носить. Убеждал, чтобы он убрал серёжку, если он хочет там остаться. Готовил его и физически, и психологически на случай возможных конфликтов. К этим советам парень прислушался, сменил одежду, причёску и — закончил училище без проблем.
«Вы моему сыну жизнь спасли!..»
Другая история. Приходит отец нашего ученика и падает в ноги: «Андрей Иванович, спасибо вам! Вы моему сыну жизнь спасли!..». Что такое?
Оказалось, что сосед занял у него крупную сумму денег. А как занял, так и запил. Пил месяц, второй, третий, не просыхая. И потом принял «единственно верное» решение: убить своего благодетеля и всю его семью.
Получилось так: родителей дома не было, мальчик оставался в квартире один. В дверь звонит сосед: «Дай воды попить». Парень на кухню, сосед за ним. Вытаскивает нож, замахивается, завязывается бой. Как потом рассказал ученик, он применил самозащиту и отбился. Причём использовал такой приём, что вырвал нож из рук злодея. Конечно, во время рукопашной пострадал не только сосед, но и сам парень. Однако ему удалось усмирить нападавшего, вызвать полицию и позвонить отцу. Нашему ученику тогда было 15 лет, а его соседу — 40 с лишним.
” Неважно, что ты знаешь в теории, важно, как ты ведёшь себя в стрессовой ситуации, при максимальном физическом и психологическом напряжении.
Правда, когда потом парень приходил на тренировки, то первое время спокойно смотреть на учебный нож не мог: голова кружилась. Чтобы отойти от стресса, ряд занятий ему пришлось провести без упражнений с ножами…
Будь готов!
По каждому курсу наши ученики сдают экзамен. Каждые полгода приобретается новый навык, и проводится тест. Тест нужен для того, чтобы посмотреть работу ученика на стрессе.
Неважно, что ты знаешь в теории, важно, как ты ведёшь себя в стрессовой ситуации, при максимальном физическом и психологическом напряжении. Нужно владеть и техникой, и тактикой. Нужно уметь смотреть по сторонам и уходить из канала атаки. Противник может быть вооружён, противников может быть несколько, но тебе нужно откуда-то брать силы и противостоять им.
Кому полезна «Крав-Мага»
Самому маленькому нашему ученику — 3 с половиной года, самому старшему — 56 лет. К нам приходят взрослые мужчины и женщины, парни и девушки, школьники и малыши.
Начнём с дошкольников. Бывает так, что ребёнок всё время воспитывался дома и не ходил в детсад. Если он таким попадёт в школьный класс из тридцати человек, то для него это будет настоящим шоком. В школе дети часто толкаются, обижают друг друга. Нужно быть физически крепким и уметь себя защитить. Нужна плавная социализация, нужна подготовка к школе, нужны навыки общения. И здесь он их получает в небольшой группе, в команде из восьми — десяти детей. Перед началом занятий родители заполняют анкеты, где указывают, на что нужно обратить внимание, какой результат они хотят получить. Мы видим каждого ребёнка, к каждому из них применяем индивидуальный подход.
Школьники приходят, чтобы укрепить себя физически. Кто-то даже никогда не дрался на улице, но хочет научиться себя защищать. «Крав-Мага» отличается от других единоборств тем, что мы не к соревнованиям готовим, а готовим к реальной жизни, готовим к улице. На улице могут и оскорбить, и напасть. Я поменял несколько школ и не понаслышке знаю, что такое улица и уличные группировки. К сожалению, на улице часто уважают только силу. Почему я стал сильным? Потому что в детстве меня много обижали.
В школе хватает конфликтных ситуаций: кто-то тебя ругает, кто-то толкает, кто-то ставит подножки, кто-то дерётся. Что делать? Нужно быть готовым к сопротивлению, готовым дать сдачи. Мы ведь занимаемся активной самозащитой, а она подразумевает не только блоки, но также толчки и удары. Если в твой нос летит кулак, то надо или увернуться от него, или правильно его встретить.
” Самооборона — это наше невидимое оружие, которое никто у нас не отберёт. Его не видно до тех пор, пока мы не начинаем двигаться.
В старших классах дети всё больше и больше уходят из-под опеки родителей. Много времени проводят со своими сверстниками и, соответственно, попадают в группу риска. Часто они подвержены негативному чужому влиянию. У них начинаются «сигареты — алкоголь — наркотики» в виде провокаций от так называемых «друзей»: «Ты только один раз попробуй… Давай-давай!.. Не трусь!..» и т.п. Мы учим этому противостоять. Часто ребята начинают заниматься по системе «Крав-Мага», если у них появилась девушка: нужно уметь защитить и себя, и её.
Девушки иногда приходят с «историями»: то их хватали за разные места, то они пошли или поехали куда-то с друзьями, а те стали домогаться и т.п. Женщины не могут за себя постоять, потому что у кого-то это идёт ещё из детства, когда взрослые говорили: «Девочкам не надо драться». Поэтому в женском курсе самообороны есть определённая специфика, позволяющая девушкам и женщинам правильно защищаться и чувствовать себя уверенно.
Нередко женщины даже не понимают, в каких случаях им угрожает реальная опасность. Тогда мы показываем документальное видео, иллюстрирующее ту или иную жизненную ситуацию. Например, когда в супермаркете взрослая дама по-учительски отчитывает за что-то молодого незнакомца, а тот с размаха бьёт её в челюсть. Понятно, что потом приедет полиция, потом будет разбирательство. Но ведь женщина даже представить себе не могла, что этот разговор может быть для неё опасен!
Девушки на наших занятиях приобретают не только хорошую физическую форму, но и навыки самообороны. Они и побегают, и попрыгают, и похудеют, и приёмами самозащиты овладеют. Наши ученицы узнают, как защищаться в замкнутом пространстве, как защищаться от захватов, от удушения, от ножа.
Самооборона — это наше невидимое оружие, которое никто у нас не отберёт. Его не видно до тех пор, пока мы не начинаем двигаться. А когда начинаем двигаться, то реакция других людей: «Ого! Вот это да!..».
Валерий Васильевич Семченко
ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОЧЕРКУ НЕДОПУСТИМО
Светлана Николаевна Фатьянова
КРАСИВЫЙ ПОЧЕРК У РЕБЁНКА – ЗАЛОГ ЕГО УСПЕШНОГО БУДУЩЕГО
Николай Васильевич Соботюк
ЛЕНИВЫХ ДЕТЕЙ НЕТ
Андрей Андреевич Дробышев
ПОЧЕРК – ЭТО СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ
Эйприл Френч
ШКОЛА ПОСЛЕДНЕГО ВРЕМЕНИ В США
Иван Иванович Таскаев
ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ ТЕТРАДИ
Лоран Батиста
ЕСЛИ БУКВЫ ТРУДНО ПОНЯТЬ – ОЦЕНКИ НИЖЕ
Павел ИвановичЛеонтьев
КТО ЯСНО ИЗЛАГАЕТ, ТОТ ЯСНО МЫСЛИТ