День почерка


Казалось бы, кому он нужен сейчас — красивый и быстрый почерк? В начале XXI века, когда мобильники, смартфоны, айфоны, планшеты и другие цифровые устройства отменили необходимость писать своею собственной рукой — надо закрывать наш центр коррекции почерка «Каллиграфъ» на амбарный замок и заниматься чем-нибудь более актуальным, чем почерк у школьников. Ведь сегодня знай только нажимай на кнопочки, стучи по экранчику и води по нему (всего-то одним пальцем!) туда-сюда — и всё будет о’кей. Вообще не нужно никакого почерка. Рукописное письмо устарело и подлежит забвению. Так кому-то или многим кажется.

Но посмотрим на этот мир с другой — тоже современной, но не всегда цифровой стороны. Посмотрим на ситуацию с рукописным письмом со стороны детей школьного возраста. И вот тут оказывается (если кто-то не знал или забыл), у школьников, лицеистов и гимназистов каждый день пишется письменная работа. Пишется классная работа. Пишется домашняя работа. Все письменные работы обязательно пишутся собственноручно, их написание запрещено делегировать друзьям или родителям. Учебных предметов много: русский язык, математика, география, химия, физика и разные другие, в каждом новом классе предметы всё более усложняются. Письменные работы надо выполнять по каждому предмету. Чем старше класс, тем письменных работ больше, и тем они объёмнее. И вот так все 11 лет, с первого по выпускной класс.

Уже много лет подряд в школах нет уроков чистописания.

А теперь загляните в тетрадь своего ребёнка. Какой почерк вы там видите? Если это чёткое и разборчивое письмо, ровные и стройные буквы и цифры, то можно позавидовать учителям, которые проверяют подобные письменные работы. Известно, кстати, что красиво написанная и хорошо оформленная работа оценивается, как правило, выше. Человек, её читающий, подсознательно чувствует, что написавший эту работу проявил к нему уважение, отсюда и положительная оценка педагога. Однако чаще даже родные мама и папа не могут разобрать ту чудовищную каляку-маляку, которую приносят из школы их дети.

Учителям с каждым годом всё труднее понять, что написано в сданных на проверку тетрадях. И тогда с возмущением, что ими пренебрегают, что их время не ценят, педагоги сознательно занижают оценки за, возможно, правильные решения и ответы, которые невозможно прочитать. Почему же безобразный нечитаемый почерк у школьников стал правилом, а не исключением?

Уже много лет подряд в школах нет уроков чистописания. Такие уроки когда-то регулярно проводились в течение первых лет учёбы младших школьников. На таких уроках вырабатывался не только каллиграфический почерк, но и полезные привычки. Например, развивались терпение, усидчивость, внимание, любовь к порядку, ведь неряшливо написанную работу приходилось переписывать.

Учителям с каждым годом всё труднее понять, что написано в сданных на проверку тетрадях.

Есть несколько серьёзных аргументов, почему и в наше время рукописное письмо необходимо не только детям, но и взрослым. Например, научно установлено, что рукописный способ фиксации сведений настолько плодотворно стимулирует умственную деятельность, что процессы внимания и прочного запоминания информации многократно усиливаются. Хотите развивать свой мозг — больше пишите от руки, советуют научные светила, занимающиеся изучением деятельности мозга. Мало того, в отличие от обезлички цифровых шрифтов почерк любого человека имеет своё «лицо», он неповторим, как отпечатки пальцев. Каждый почерк имеет свой собственный «голос», как и его хозяин. Цифровой текст — шаг к нивелировке, к уничтожению индивидуальности, к обезличке. Рукописный текст — это проявление незаменимости, уникальности личности. Может быть, именно поэтому более высокую культурную ценность представляют для истории (от истории каждой семьи до истории всего человечества) рукописи, а не стандартные машинописные тексты?


23-01-2021