ПОСОБИЕ ТАМАРЫ КЛЕМЕНТОВИЧА «Я УЧУСЬ ПИСАТЬ КРАСИВО»
Тамара Фёдоровна Клементовича позиционирует себя, как педагог-психолог высшей категории с преподавательским стажем более тридцати лет, а также автор программ и методик по математике, чтению, письму и этикету. Не будем подробно рассматривать творческую деятельность Клементовича в области математики, чтения и этикета, а обратимся к её пособию по обучению письму.
Я учусь писать красиво (серия «Готовимся к школе») / Т.Ф. Клементовича — СПб: ИД Литера 2007.
Сразу же обнаруживается, что автор книги «Я учусь писать красиво», не мудрствуя лукаво, практически повторила в ней открытия Веры Илюхиной. Использованы не только многочисленные методические находки, но даже шрифт, который был придуман задолго до Клементовича. Однако (дабы избежать никому не нужных споров с правообладателем?) в пособии отсутствуют очень важные методические моменты и изменены названия илюхинских элементов букв.
Что же получилось в результате? Парадокс, но в результате прописи Илюхиной и пособие «Я учусь писать красиво» стали хорошо дополнять друг друга. И, как у Гоголя, «если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича», то получился бы идеальный вариант прописей.
В том, что шрифт размещён в более удобной частой косой линейке, а названия элементов букв изменены на другие, наверное, есть какая-то своя «сермяжная правда». Но даже для неспециалистов по этикету очевидно, что наспех срисованная и переработанная илюхинская методика у Клементовича лучше не стала. «Крючок» зачем-то превратился в «уголок-локоток». Такой основополагающий илюхинский элемент, как «секрет», у Клементовича вдруг оказался «элементом, обеспечивающим параллельность линий» — и это притом, что вся методика Илюхиной основана на параллельности линий. Функция «секрета» у Клементовича без ненужных размышлений об авторстве перекочевала в название элемента. Однако оставим этическую сторону неловкой ситуации с названиями, перейдём к содержанию самого пособия.
” Автор книги «Я учусь писать красиво», не мудрствуя лукаво, практически повторила в ней открытия Веры Илюхиной.
В рекомендательной записке, расположенной в самом начале пособия, автор даёт туманные объяснения о его полезности. Например, рассказывает, почему письмо должно быть безотрывным: «Многие взрослые помнят, как в школьные годы трудно было успеть записать за учителем текст под диктовку, если не умеешь быстро писать. Именно поэтому и появилось безотрывное письмо». И далее: «Скоропись — это умение в один приём, не отрывая пера, написать целое слово…».
Более двадцати лет мы занимаемся почерком, поэтому с уверенностью говорим, что автор пособия слабо понимает сам механизм письма и имеет довольно смутные представления о его процессе. Требовать от пяти- или шестилетнего ребёнка безотрывного написания слова даже в пять букв — это грубое и опасное нарушение гигиены письма. Если родители будут приучать ребёнка к безотрывному письму, то у того выработается так называемый «писчий спазм», который — в результате нарушения кровообращения во всём организме — ухудшит здоровье на многие годы. Сначала это будет проявляться во время письма в неправильном положении руки и ручки, усталости и болевых ощущениях в пальцах и кисти, затем ребёнок получит сколиоз, ухудшение зрения и т.п. вредные последствия. О чём всё это говорит? О том, что автором серьёзно не изучалась история русской дореволюционной каллиграфии и чистописания в СССР. И автор не знает, что до реформы 1968-го года, даже понятия обучения безотрывному письму в советской школе не было: письмо было отрывным. Что касается безотрывного письма и скорописи, то это «высший пилотаж» письма, который строится на крепкой базе прочного усвоения простых действий в более лёгком и понятном отрывном письме.
Далее, на контрасте с достаточно авантюрным авторским вступлением, мы неожиданно находим замечательную разлиновку, которую можно отнести к очевидным «плюсам» прописи. Разлиновка подобрана грамотно, она в узкую строку с частой косой линейкой. Присутствовала эта разлиновка в начальной школе до реформы 1968 года и предназначалась для первого класса. Ранее в начальной школе разлиновки различались по классам. Например, наша современная школьная разлиновка в узкую строку в то время являлась разлиновкой для второго класса, а для первого класса размер разлиновки был увеличенным в полтора раза. Такую увеличенную разлиновку Клементовича и повторяет в своём пособии. Почему это хорошо? Овладевая новой деятельностью в виде письма, ребёнок ещё не привык к мелким движениям руки и пальцев. Поэтому начинать писать ему гораздо легче в крупном «масштабе».
Мы видим основу букв — прямую наклонную линию и буквенные элементы. В самих буквах хорошо, что показано их начало, а стрелочкой обозначено направление движения во время письма. Следом даны соединения букв.
” Требовать от пяти- или шестилетнего ребёнка безотрывного написания слова даже в пять букв — это грубое и опасное нарушение гигиены письма.
Заметим, что автор прекрасно понимает, что для мотивации ребёнка в начале формирования графических навыков очень важно создать атмосферу успеха. Поэтому условия обучения письму Клементовича сделала максимально комфортными. В чём это выражается? В крупной разлиновке, которая держит такие сложные для детей параметры почерка, как наклон, ширину и высоту букв. В обведении образцов букв и их дописывании по пунктирам до конца строки — Клементовича не скупится, используя всю строку полностью, — и делает это абсолютно правильно.
После того как дети овладеют письмом букв, автор пособия даёт варианты письма слов, которые сразу же делятся на слоги. За этим — более сложный вариант написания букв, соединений и слов без обведения по пунктиру. Всё это в частой косой разлиновке и до конца строки. Как дети будут переводиться в более мелкую разлиновку — непонятно, это находится где-то за рамками прописи.
Большим «плюсом» в пособии является трафарет, который вырезается и подкладывается под тетрадный лист. Это очень удобно для детей, ведь с помощью трафарета они могут писать по клеткам и держать наклон, высоту и ширину букв.
Из того, что есть на российском рынке, это неплохие и достаточно конкурентоспособные прописи. Но есть в ней серьёзные «минусы», о которых мы не можем умолчать.
Это, во-первых, неудачный формат пособия — А4. В этом формате неудобно писать даже взрослым людям с большим опытом письма. Что же говорить о детях, которые только учатся писать! Одно дело, когда пишешь на середине или внизу листа, тут писать легко. Но когда необходимо писать вверху страницы, то возникает вопрос: куда пристроить оставшуюся часть прописи? Конечно, можно её подминать по себя, но тогда вид у пособия вскоре будет довольно жалким. Либо нужно принимать какую-то особую позу, при которой нижняя часть прописи не будет мешать во время письма. Как решить эту задачу — неизвестно.
Второе: неудачно выбранная для прописи бумага, слишком уж «жидкая». Нужно понимать, что писать на ней будет ребёнок, который может легко порвать такие тонкие листы. Тем более что предполагается и письмо карандашом со стиранием резинкой в случае неудачи: «Не бойтесь с помощью резинки убрать неправильно написанную букву». Кто-то на этом сэкономил, однако печально, что экономия сделана за счёт ребёнка. Бумага, на которой дети учатся писать, должна быть высокого качества и такой плотной, что могла бы выдержать нагрузку в виде нескольких стираний написанного.
” Из того, что есть на российском рынке, это неплохие и достаточно конкурентоспособные прописи.
Третий большой «минус» прописи Клементовича — «молчаливое письмо», отсутствие словесного объяснения техники написания буквы. Впрочем, как объяснить ребёнку технику письма, если сам «понимать понимаю, а сказать не могу»? Клементовича выбросила из своего пособия важную часть методики Илюхиной: проговаривание вслух формул букв. В результате учитель вынужден всё показывать «на пальцах», а ученик — писать молча. Повторим, что Клементовича использует в своё пособии основополагающий илюхинский элемент — «секрет». Но зачем он применяется и как пишется, автор никак не объясняет.
Четвёртый «минус» пособия — безотрывность письма, о которой мы уже говорили, как о серьёзной опасности для здоровья ребёнка.
Пятый недостаток прописей — отсутствие деления пособия на уроки. Непонятно, где нужно начинать занятие, а где заканчивать. Одна страница для маленького ребёнка — это достаточно большой объём. Неясно также, за какой период времени ребёнок может по этим прописям обучиться письму.
С учётом больших и малых достоинств и дефектов пособия Тамары Клементовича, наша оценка: «четыре» с минусом. В сочетании с илюхинскими, это наиболее удачные прописи, которые есть на российском рынке.
ПРОПИСИ ВЕРЫ ИЛЮХИНОЙ К «БУКВАРЮ»
Прописи к «Букварю» Т.М. Андриановой. 1 класс. Тетради 1-4 (комплект «Планета знаний») / В.А. Илюхина — М: АСТ / Астрель 2011
ТЕТРАДИ ПО ПИСЬМУ НЕЛЛИ И ЮРИЯ АГАРКОВЫХ
Азбука [Текст]: Тетради по письму № 1, 2, 3. 1 класс/ Н.Г. Агаркова, Ю.Г. Агарков — М.: Академкнига / Учебник 2013
«ПРОПИСИ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И КОРРЕКЦИИ ПОЧЕРКА» ОЛЬГИ ЛЫСЕНКО
Прописи для постановки и коррекции почерка / О.В. Лысенко — Павлодар: О.В. Лысенко 2015
Перейти к разделу Прописи
Блог автора
Идея волонтёрской помощи участникам специальной военной операции была для меня естественной. Потому что когда твою Родину обжигает война, а мужчины уходят на фронт, закрывая собой от врага оставшихся в тылу, то нужно послужить своим защитникам всем, чем ты можешь. Ведь буквально в каждой нашей семье есть мужчины — отец, брат или сын, — и любой из них может оказаться на передовой. Я просто представила, что мужчины из моей семьи рано или поздно могут быть призваны или стать добровольцами. Продукты, которые я сейчас сушу и отправляю на фронт — это то малое, что я могу сделать. Не по заказу министерства обороны и не для каких-то чиновников, а для тех ребят, которые каждый день рискуют собой, защищая спокойную жизнь — мою и моей семьи. Моё наблюдение: простые россияне могут быть неулыбчивыми, немногословными, но большинство наших людей — это самые настоящие патриоты.
Почему возникла необходимость создания отдельного курса для обучения письму дошкольников и первоклассников, если в «Каллиграфе» уже многие годы есть курс коррекции почерка? Когда к нам обращаются родители младших школьников, то многие из них рассказывают примерно одну и ту же печальную историю. О том, что воспитатели в детском саду говорили им, что ребёнка научат писать в школе. Затем в школе всю первую, вторую и третью четверти дети играли, рисовали, закрашивали и занимались всем, только не письмом. А когда в четвёртой четверти они выходили из прописи в тетрадь, то вдруг обнаруживалось, что ребёнок писать-то и не умеет! По окончании первого класса ученик не умеет писать буквы, не может соединить буквы в слова, не понимает, как оформлять письменный текст. И, к сожалению, сейчас всё это носит характер не единичный, а массовый.
«Каллиграфъ» — гарант высокого качества, и это не пустые слова. С первых шагов нашего знакомства с детьми, начиная с индивидуального тестирования почерка ребёнка и консультации для родителей, заканчивая последним уроком на летнем курсе, качество нашей работы всегда на высшем уровне. Это на протяжении более четверти века в один голос утверждают родители тысяч наших учеников. Отличный результат, который получает каждый каллиграфский выпускник — реальное тому подтверждение. Через обретение нового почерка мы помогаем детям улучшить свою судьбу, именно об этом говорит наш слоган «Почерк новой жизни».
Но согласимся, что одного красивого почерка для новой жизни недостаточно. Для этого требуется и новое мировоззрение, и достойное образование, и хорошая материальная база.